Образцово-показательная тюрьма: история легендарных питерских «Крестов»

Рядом со стенами «Крестов» семнадцать месяцев в тюремных очередях провела Анна Ахматова, здесь в разные годы сидели Троцкий, Бродский, Гумилевы и множество других известных личностей, а попытки побегов из этих мест обросли городскими легендами. Рассказываем про одну из самых легендарных тюрем России.
Образцово-показательная тюрьма: история легендарных питерских «Крестов»
Global Look Press
Свое необычное название тюрьма получила благодаря ансамблю зданий, напоминающих четырехконечные кресты

Одну из самых знаменитых российских тюрем начали возводить в 1884 году на Выборгской стороне Санкт-Петербурга. Завершилось строительство в 1892 году — тогда по изначальному плану было сконструировано 960 помещений на 1150 арестантов. Однако позже количество камер, которые были запланированы как одиночные, выросло до 999.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Но крепки тюремные затворы, а за ними "каторжные норы"»: какой была тюрьма

На строительство «Крестов» было потрачено 1,5 миллиона рублей. Здание возводилось не абы как, а на совесть — стены крепости были очень крепкими и надежными. Само место лишения свободы стало «образцовым» — по его примеру через несколько лет были построены одиночные тюрьмы в других крупных российских городах.

Вид с Невы на тюрьму «Кресты» на Арсенальной набережной
Тюрьма «Кресты» на Арсенальной набережной, 1917 год
РИА Новости
Устройство крестов

Изначально комплекс включал в себя два корпуса для арестантов. Каждая одиночная камера занимала по восемь квадратных метров. Кроме этого, на территории был возведен административный корпус с церковью, жилища для сотрудников, надзирателей, кухня, больницы, изолятор, баня, котельная, ледник и кузница.

 

Практически все помещения были связаны между собой переходами и трапами, а камеры располагались таким образом, чтобы за заключенными было удобно наблюдать из любой точки здания. Именно из-за этого «Кресты» считаются самой сложной для побега тюрьмой. За всю историю изолятора из русской Бастилии получилось скрыться только «петербургскому Робин Гуду» Леньке Пантелееву.

Первые арестанты «Крестов»

Преступники в «Крестах» сидели разные — от серийных убийц до финансовых махинаторов. Однако особенно любили эти стены политических заключенных. По иронии судьбы, самыми первыми арестантами «Крестов» стали именно революционеры: Александр Браудо, Алексей Ергин, Михаил Ольминский, Василий Приютов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первые годы заключение в «Кресты» было отнюдь не подарком. Здесь нужно было круглосуточно работать, довольствоваться скудным питанием и соблюдать строгие и порой абсурдные порядки. Например, особенностью «Крестов» была любовь к странной бюрократии — заключенного могли разбудить посреди ночи только потому, что его одежда сложена не «по уставу» или чашка стоит не в том месте стола, в котором положено.

Заключенные «Крестов»
PhotoXPress
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Количество заключенных в петербургской тюрьме резко выросло после первой революции 1905 году. В «Кресты» отправляли всех бунтарей. Однако содержали их не как опасных преступников — днем «несогласные» могли даже ходить по гостям из камеры в камеру. По воспоминаниям некоторых надзирателей, сотрудникам в «Крестах» порой приходилось даже тяжелее, чем заключенным. Например, работникам корпуса № 9 запрещалось без разрешения покидать территорию «Крестов».

Самыми известными политическими первопроходцами «Крестов» были Лев Троцкий и Анатолий Луначарский

От шелковых рубашек до 18 арестантов в камере: жизнь «Крестов» в первой половине XX века

В разные периоды XX века жизнь в крестах для арестантов очень сильно разнилась. Так, до 1917 года условия для заключенных были очень привилегированными. Например, Владимир Набоков-старший ходил по изолятору в шелковой рубашке и пил по утрам свежее молоко. Такое отношение к арестантам кратко и ясно объяснил один из надзирателей «Крестов» фразой, впоследствии ставшей крылатой:

«Вот сегодня вы в тюрьме сидите, а завтра, может быть, министрами станете»

Набоков и некоторые другие политические заключенные привезли с собой в изолятор огромное количество книг. Освободившись, они оставили свои коллекции в «Крестах» — позже эти книги легли в основу большой тюремной библиотеки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После революции 1917 года ситуация в тюрьме резко изменилась. В камерах под строгой охраной и в жестоких условиях оказались сторонники царской власти. В начале XX века «Кресты» стали лагерем принудительных работ для особо опасных преступников. Особенно часто сажали туда склонных к побегу — считалось, что выбраться из Бастилии у тех не получится.

Коридоры «Крестов»
Между этажами в «Крестах» находятся сетки для обеспечения безопасности на случай побега или самоубийства
ТАСС
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во времена массовых сталинских политических репрессий в 1937-1938 годы тюрьма буквально ломилась от количества заключенных. В камере, рассчитанной на одного человека, могли сидеть по 15-18 арестантов. В таких условиях оказались, например, поэт Николай Заболоцкий и будущий маршал СССР Константин Рокоссовский.

В «Крестах» также сидели муж и сын Анны Ахматовой. Николай Гумилев стал заключенным «Крестов» в 1921 году, а Лев — в годы «террора». Эти трагические события поэтесса описала в своей известной поэме «Реквием».
Годы войны

Во время Великой Отечественной войны места ушедших на фронт сотрудников «Крестов» заняли старики и женщины. Заключенных на время военных действий переместили в один корпус. В годы блокады города в стенах «Крестов» от холода и голода погибло множество надзирателей и заключенных. Хоронить их тела возможности не было, поэтому трупы складывали в одно из подсобных помещений.

Попытки побегов и тяжелые условия: «Кресты» во второй половине XX века

В 1958 году в «Крестах» решили снова взяться за трудовое исправление заключенных. Для них открыли школу и запустили картонажную фабрику. В 1964 году в изолятор попал поэт Иосиф Бродский — в камере №104 поэт прожил около года и перенес сердечный приступ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 80-х охрана «Крестов» усилилась особой пропускной системой со специальными жетонами. Это произошло после того, как два изобретательных арестанта смогли на два дня сбежать из тюрьмы, подделав удостоверения следователей.

Камера «Крестов»
Камера «Крестов»
ТАСС

В 90-х одиночную тюрьму переоборудовали. Теперь каждая камера стала шестиместной, а общее количество арестантов доходило до 12 тысяч. Естественно, мест, еды и одежды на всех не хватало. Бывшие сотрудники и заключенные «Крестов» до сих пор с ужасом вспоминают те годы.

Тяжелые условия вынуждали заключенных на невероятные ухищрения. Например, из газет арестанты делали духовые ружья, в них клали хлебные шарики с записками и «выдували» их через окна на Арсенальную набережную. Там весточки подбирали либо адресанты, либо курьеры.

 

Внутри самих «Крестов» передачки друг другу заключенные передавали с помощью перекинутых простыней. Отсидка в «Крестах» считалась почетной в преступном мире, поэтому многие бывшие заключенные на память о годах в русской Бастилии набивали себе татуировки в виде перстня с крестом и короной. 

Конец СССР в «Крестах» стал богатым на скандальные побеги. Чего стоят только история Сергея Мадуева, закрутившего роман со следовательницей, и кровавый бунт Юрия Перепелкина с заложниками и жертвами.

Как сложилась судьба легендарной тюрьмы в 00-х

В начале XXI века стало ясно — «Кресты» устарели и изжили себя. В 2006 году было решено перевести СИЗО в комплекс новых зданий, который был построен в Колпине. Уже к 2017 в новую тюрьму перевели всех арестантов «Крестов».

Новые «Кресты-2» стали самым большим СИЗО в Европе
СИЗО «Кресты-2» в Колпино
СИЗО «Кресты-2» в Колпино
Коммерсантъ

В 2023 году здание бывшей тюрьмы официально передали госкорпорации «Дом.РФ». Наверняка о дальнейшей судьбе «Крестов» пока не известно. Возможно, в ближайшие годы в этих стенах появится музей или арт-пространство, но заключенных сюда возить уже точно не будут.