История первого отряда космонавтов СССР: как из 20 кандидатов выбирали того, что первым полетит в космос
Сегодня космические технологии шагнули далеко вперед: на борту летательных аппаратов и для обработки больших объемов данных, собранных в космосе, используется робототехника и искусственный интеллект, ориентироваться в космическом пространстве помогают высокотехнологичные навигационные системы, а для постоянного поддержания связи между космосом и Землей используется квантовая, спутниковая и лазерная связи. Обо всем этом более 60-ти лет назад могли только мечтать. Тогда вообще даже не предполагали, что человек в состоянии выйти на орбиту нашей планеты...
Формирование первого отряда ЦПК
Датой начала истории отряда космонавтов можно условно считать 1958 год — именно тогда в Государственном научно-исследовательском испытательном институте (ГНИИИ) авиационной медицины стартовали подготовительные работы по отбору и подготовке человека для первого полета в космос. В ноябре следующего года на совете главных конструкторов было принято решение начать разработку спутника для человека.
В январе и мае 1959 года вышли два значимых постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №22-10СС и № 569-264: «О медицинском отборе кандидатов в космонавты» и «О подготовке человека к космическим полетам» соответственно. В этих документах были прописаны критерии отбора кандидатов в космонавты:
- Отличное состояние здоровья и высокая психическая устойчивость;
- Трудолюбие, воля характера и любознательность;
Сильное желание совершить полет на ракетном летательном аппарате;
Антропометрические показатели: возраст до 35 лет, рост не более 170 см и вес — 70–72 кг.
Критерии довольно жесткие, но вполне оправданные. Сам набор кандидатов начался августе 1959 года. Медики из научно-исследовательского института разбились по парам и направились в воинские части европейской части страны. Там они внимательно изучали личные дела летчиков-испытателей и отмечали тех, кто соответствует указанным параметрам.
Среди общего числа 74 кандидатуры были отклонены по медицинским показателям, еще 53 человека самостоятельно отказались от сомнительного по их мнению дела.
Осенью оставшихся кандидатов группами по 20-30 человек начали вызывать в Москву для прохождения стационарного обследования в Научно-исследовательском авиационном госпитале, которое состояло из двух этапов: клиническое и психофизиологическое обследование. После этого мужчин подвергали так называемым «нагрузочным пробам» — выдерживали в барокамере, крутили на центрифуге, — в общем, оценивали устойчивость их организмов к гипоксии и перегрузкам. К февралю 1960 года осталось всего 29 кандидатов, их отправили на мандатную комиссию, после которой все они разъехались по домам в ожидании следующего призыва.
Спустя три месяца первые повестки были направлены Павлу Поповичу, Валерию Быковскому, Ивану Аникееву, Борису Волынову, Юрию Гагарину, Виктору Горбатко, Владимиру Комарову, Григорию Нелюбову, Андрияну Николаеву, Герману Титову, Георгию Шонину и Алексею Леонову. Но на этом формирование отряда не было завершено: к перечисленным кандидатам в последствии присоединились Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов, Марс Рафиков и Анатолий Карташов. Так появилась «Великолепная двадцатка» — отряд самых выносливых и отважных мужчин.
Как проходили испытания на прочность
Полететь в космос — это не за руль автомобиля сесть, здесь нужны совершенно другие навыки и человеческие характеристики. Так что подготовка была жесткая. За год тренировок космонавтам-слушателям нужно было освоить состояние кратковременной невесомости во время параболических полетов на самолетах, прослушать теоретический курс по парашютной подготовке и устройстве космических аппаратов, научиться совершать катапультирование и отдельно приземляться на парашюте. По освоении каждого навыка кандидаты в космонавты должны были сдавать специально разработанные экзамены.
Вскоре начались испытания в сурдокамере — герметичном и звукоизолированном помещении. Каждого кандидата помещали туда минимум на 10 дней, чтобы проверить их реакцию на одиночество и необычные условия жизни. Все это время медики следили за электрическими потенциалами мозга, мышц, кожно-гальваническими реакциями, частотой дыхания и электрокардиограммой мужчин.
После сурдокамеры еще одно страшное оборудование — термокамера. В ней членам отряда приходилось проводить намного меньше времени, но в более суровых условиях: в течение 30 минут — 2 часов они должны были пробыть в помещении с температурой до +70 °С при влажности до 10%.
Затем вновь барокамера, потом сурдокамера — так по кругу. Параллельно проводились тренировки, направленные на укрепление вестибулярного аппарата. Наконец, дошло дело до тренажеров. Изначально Сергей Королев планировал отправить первого человека в космос до конца 1960 года, поэтому поручил в ускоренном темпе соорудить два макета: первый представлял собой спускаемый аппарат с креслом пилота и разнообразными коробами, имитирующими внутреннее оборудование, а во втором поместили реальную приборную доску и пульт управления кораблем «Восток». Правда, обучить всех 20 человек на тренажерах не успевали, решили отобрать нескольких, кто лучше всех прошел предыдущие испытания. Таких людей оказалось 12, но и это было слишком большое число. Поэтому было принято решение создать «специальную группу для ускоренной подготовки». В нее вошли шестеро: Гагарин, Николаев, Нелюбов, Карташов, Попович и Титов.
Тем не менее, сроки все равно сдвинулись, тогда на середину января 1961 года были запланированы выпускные экзамены — к ним допустили всех шестерых кандидатов. Началось все с экзамена на тренажере, а продолжилось 45-минутным общением с приемной комиссией о штатных и нештатных ситуациях на космическом корабле. Титов, Попович, Гагарин и Николаев получили «Отлично» , Быковский и Нелюбов — «Хорошо».
Параллельно с экзаменами кандидаты в космонавты постоянно ездили на полигон Тюра-Там (космодром «Байконур»), наблюдали за подготовкой к старту и тренировались надевать скафандры. По результатам последнего тестирования все кандидаты получили должность космонавтов. Дело шло к тому, что вот-вот полет состоится.
В марте одновитковый полет совершил корабль-спутник «Восток ЗКА №1» с собакой по кличке Чернушка на борту. Все прошло благополучно, начались обсуждения о том, кто же из шести кандидатов отправится в космос. К началу апреля все приближенные к космической программе знали, что это будет Юрий Гагарин. Официально об этом было объявлено за два дня до исторического события — 10 апреля 1961 года. Дублером Гагарина был назначен Титов.
12 апреля Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил одновитковой полет вокруг Земли продолжительностью 108 минут. Своим подвигом он доказал, что человек может жить и сохранять работоспособность в условиях длительной невесомости.
Судьба других кандидатов
Из 20 членов первого отряда ЦПК в космосе побывали только 12. Григорий Нелюбов вместе с Иваном Аникеевым и Валентином Филатьевым будучи в нетрезвом виде повздорил с военным патрулем — все трое лишились шансов полететь в космос. Вслед за ними из-за нарушения дисциплины (за самовольную отлучку из части) из отряда был исключен человек с самым «космическим» именем — Марс Рафиков. По состоянию здоровья космонавтами также не смогли стать Валентин Варламов, Анатолий Карташов и Дмитрий Заикин. Валентин Бондаренко трагически погиб во время подготовки к полету — небольшая оплошность стоила ему жизни.