«Окошко-то не откроешь»: пожар на космической станции «Мир» 1997 года
Несмотря на праздничный день, работа на борту шла полным ходом. Валерий Корзун, Александр Калери и американец Майкл Линенджер должны были смениться 23-й экспедицией, в которую входили Василий Циблиев и Александр Лазуткин. Вместе с недавно прибывшими космонавтами в гости с кратковременным визитом прилетел и немецкий астронавт Райнхольд Эвальд.
Что привело к пожару на станции «Мир»
Количество кислорода, который поступал на «Мир» из воды с помощью системы электролиза, было рассчитано только на трех человек. Для того, чтобы обеспечить кислородом большее количество людей, космонавты использовали кислородные шашки. Чтобы шашки начали поставлять кислород, их было необходимо сжечь в специальном приборе. Именно этим и занимался за пару минут до пожара Александр Лазуткин.
Заменить использованную кислородную шашку не составляло труда, и ошибиться в этом несложном процессе было трудно. Лазуткин сделал все по правилам, успешно запустил процесс подачи кислорода, а затем — внезапно услышал странный нехарактерный шум. Сразу же за звуком последовал огонь, который распространился по ткани на фильтре устройства.
Возгорание было небольшим, однако в космосе даже такое пламя на борту может привести к серьезной катастрофе. И дело не столько в самом огне, который можно потушить за несколько минут, сколько в дыме, который способен погубить космонавтов. Вместе с этим был риск и другой опасной ситуации — пламя могло расплавить стенку станции, которая была сделана из тонкого алюминия, из-за чего произошла бы разгерметизация и утечка воздуха за борт. На счету была каждая секунда — именно она могла стать последней.
Борьба космонавтов с возгоранием и едким дымом
Для ликвидации пожара члены экипажа использовали огнетушители, предназначенные для чрезвычайных ситуаций, которые функционировали в двух режимах: с пеной и жидкостью. Так как шашка в эти минуты продолжала работать, сильная струя кислорода сразу же отталкивала поступающую пену. Жидкость же, попадая на огненный алюминий, создавала слишком много пара и дыма. Первый сильно мешал видимости и затруднял оперативное решение проблемы, второй — был напрямую опасен для жизни.
Задействовав пять огнетушителей космонавты все-таки смогли потушить возгорание. Это было основным решением проблемы, но не окончательным. Вся станция «Мир» была наполнена густым дымом, поэтому мужчинам пришлось воспользоваться противогазами, вырабатывающими кислород. Но и тут была проблема — устройства были рассчитаны только на два часа работы.
Американский астронавт Джерри Линенджер по профессии был врачом, поэтому он занялся организацией поста для реанимации. К счастью, экстренная мера не потребовалась никому из космонавтов.
Связь с Землей после катастрофы
Потушив очаг пожара, космонавты стали экстренно связываться с Землей. Так как в момент катастрофы станция пролетала над Тихим океаном, связаться с Россией было практически невозможно. Полет вокруг планеты занимал примерно полтора часа — ждать так долго было опасно.
Агентство NASA предоставляло свои пункты для связи в качестве «посредников», однако работали они таким образом только на прием сообщений из космоса. Благо — переданное в тот момент от космонавтом на Землю сообщение было вовремя замечено. Центр управления полетами сразу же начал разрабатывать план спасения экипажа.
Дальнейшая судьба станции «Мир»
Полностью избавиться от дыма получилось только к утру следующего дня. Тем временем на Земле было принято решение, что останавливать работу станции нет необходимости. После долгих экспериментов и анализов, комиссия пришла к выводу, что возгорание случилось из-за неисправности одной конкретной шашки.
Чуть больше, чем через неделю после случившегося, Валерия Корзуна, Александра Калери и Райнхольда Эвальда вернули на Землю. Василий Циблиев, Александр Лазуткин и американский астронавт Джерри Линенджер остались на борту. Однако, как оказалось, возгорание стало только началом эпопеи катастроф.
Еще два года «Мир» преследовали различного рода происшествия. Так, например, буквально через несколько недель после пожара на станции сломалась система генерации кислорода, поэтому космонавты были вынуждены снова пользоваться теми самыми шашками. После этого на борту случилась утечка ядовитого вещества из системы кондиционирования. Из-за этого температура на станции стала достигать критических значений — выше 48 градусов. Космонавтам приходилось спасаться от удушливой жары самыми разными способами и в неподходящих для этого условиях заниматься починкой оборудования.
Мысли о том, что «Мир» стоит снять с эксплуатации стали появляться после катастрофы 25 июня 1997 года. Из-за того, что системы управления и сближения на станции работали некорректно, во время пристыковки грузового корабля «Прогресс М-34» произошло столкновение с модулем «Спектр», который пробил отверстие в обшивке борта. Конечно, благодаря своевременным действиям космонавты быстро исправили ситуацию, однако постоянно случающиеся ЧП уже наводили на не самые приятные мысли.
Во время возвращения экспедиции на нашу планету произошла авария при посадке. Оказалось, что на корабле «Союз ТМ-25» не функционирует специальная система мягкой посадки — узнали об этом космонавты, столкнувшись с Землей на высокой скорости.
После возвращения космонавтов домой станция «Мир» проработала еще целых четыре года. Весной 2001 было принято решение свести ее с орбиты и заменить на международную станцию МКС. Сейчас та самая станция «Мир» покоится в водах Тихого океана, где и была затоплена 23 марта 2001 года.