Только смелых уважает высота: первый женский беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток
В 30-х годах прошлого столетия ведущие державы мира постоянно соревновались в авиационных прорывах. И, конечно, Советский Союз был в числе главных участников этих «небесных гонок». Одним из выдающихся результатов этого соревнования стал легендарный женский беспосадочный перелет.
Почему в Союзе решили поставить именно такой рекорд
Самый продолжительный в мире беспосадочный перелет совершили советские летчики во главе с капитаном судна Михаилом Громовым. Пилоты вылетели из Москвы и, пролетев Северный полюс, приземлились в Калифорнии. Через год после этого, 28 июня, летчики-мужчины: пилот Владимир Коккинаки и штурман Александр Бряндинский перелетели из Подмосковья в город Спасск-Дальний. Это был первый дальний беспосадочный перелет внутри Союза, однако мирового рекорда стране он не принес. В связи с этим было придумано отправить в аналогичный полет еще один экипаж. Только на этот раз, для мировой славы, его решили собрать из летчиц-женщин.
Опытные женщины-летчицы в стране уже имелись, поэтому найти участниц для установки мирового рекорда не составило труда. Капитаном воздушного судна была выбрала 29-летняя Валентина Гризодубова, дочь Степана Гризодубова — советского изобретателя и летчика. Совершать подвиг вместе с ней отправили 30-летнюю Полину Осипенко и 26-летнюю Марину Раскову. Перед тем, как допустить летчиц до опасного полета, их направили на специальные тренировки. Так, в сумме девушки налетали 13 часов 30 минут в течении семи испытательных полетов.
Самолет, на котором женщины осуществили перелет
Для постановки рекорда был выбран военный бомбардировщик АНТ-37. Судно сильно переделали, убрав из него военное оборудование и прорезав дополнительное остекление в носовой части фюзеляжа. Для того, чтобы АНТ-37 смог совершить такой долгий перелет, в него вмонтировали два дополнительных топливных бака и дополнительные маслобаки на противопожарной перегородке каждого двигателя.
Не без трудностей: как проходил сам полет
Отмашку на вылет никак не давали. Решение отложить полет объясняли боевыми действиями между Союзом и Японией недалеко от озера Хаса. К середине сентября команда, которая готовила летчиц к полету, и сами женщины уже утратили надежду на постановку рекорда. Определенный вклад вносила и погода — с наступлением холодов портились метеоусловия.
Однако разрешение на перелет все же пришло из Кремля — так, постановку рекорда назначили на 24 сентября. Взлет АНТ-37 «Родина» с летчицами на борту сопровождался первыми лицами государства и толпой журналистов.
По воспоминаниям командира судна Валентины Гризодубовой, бомбардировщик к рекорду подготовили недостаточно тщательно. Из-за этого сложности начались в первые минуты после взлета. Уже через 150 километров самолет попал в зону облачности, а еще через несколько километров из строя вышла и приемная, и передающая бортовая радиоаппаратура.
Специалист, ответственный за радиоподготовку, был арестован за две недели до полета. Мужчина не успел предупредить и без того недостаточно опытного штурмана Марину Раскову о том, когда произойдет смена частот и позывных.
Как только стекла начали покрываться инеем, Раскова открыла форточку, чтобы очистить обзор. В этот момент все полетные карты улетели за борт. Так, летчицам «Родины» пришлось продолжать полет буквально на ощупь и довериться своему опыту и интуиции.
Аварийная посадка в тайге
После пересечения Комсомольска-на-Амуре женщины оказались в критической ситуации: радиосвязь так и не появилась, а топлива осталось не более, чем на 30 минут полета. Понимая, что выхода нет, Валентина приказала штурману эвакуировать с парашютом, так как кабина женщины могла сильно пострадать при аварийной посадке. Командир «Родины» и вторая летчица совершили аварийную посадку в тайге. Обе женщины получили травмы, но остались в живых.
Найти приземлившееся судно получилось достаточно быстро, а вот Марине Расковой пришлось провести в тайге больше недели. Только спустя 10 дней девушку нашли живой и спасли.
Несмотря на все сложности, женщины побили мировой рекорд самого дальнего беспосадочного перелета. «Родина» пролетела 6450 километров за 26,5 часов
Возвращение летчиц в Москву
Спасенных женщин привезли в Москву на Белорусский вокзал. Там их торжественно встретили журналисты, чиновники и простые граждане. С «корабля» летчицы отправились сразу «на бал» в Кремль. Машину с героинями, проезжавшую по Тверской, засыпали цветами и аплодисментами. Девушками дали звания Героев СССР, а Гризодубова, как капитан, стала первой женщиной, удостоенной такой награды.
Триумф и радость омрачила авиакатастрофа, случившаяся во время операции по поиску женщин. В тот день два спасательных самолета столкнулись и потерпели крушение. В происшествии погибли 16 из 20 человек. Однако в газетах об этом не писали — страна праздновала мировой рекорд.