Только смелых уважает высота: первый женский беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток

Утром 25 сентября 1938 года в тайге совершил аварийную посадку самолет АНТ-37 «Родина». Находившиеся в нем девушки-летчицы принесли Союзу мировой рекорд, совершив самый длительный женский беспосадочный перелет.
Только смелых уважает высота: первый женский беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток
ТАСС

В 30-х годах прошлого столетия ведущие державы мира постоянно соревновались в авиационных прорывах. И, конечно, Советский Союз был в числе главных участников этих «небесных гонок». Одним из выдающихся результатов этого соревнования стал легендарный женский беспосадочный перелет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему в Союзе решили поставить именно такой рекорд

Самый продолжительный в мире беспосадочный перелет совершили советские летчики во главе с капитаном судна Михаилом Громовым. Пилоты вылетели из Москвы и, пролетев Северный полюс, приземлились в Калифорнии. Через год после этого, 28 июня, летчики-мужчины: пилот Владимир Коккинаки и штурман Александр Бряндинский перелетели из Подмосковья в город Спасск-Дальний. Это был первый дальний беспосадочный перелет внутри Союза, однако мирового рекорда стране он не принес. В связи с этим было придумано отправить в аналогичный полет еще один экипаж. Только на этот раз, для мировой славы, его решили собрать из летчиц-женщин.

Ранее совершить женский беспосадочный перелет пыталась летчица из США Амелия Эрхарт. Однако закончить рейс ей не удалось, самолет женщины бесследно пропал с радаров посреди Тихого океана.

Опытные женщины-летчицы в стране уже имелись, поэтому найти участниц для установки мирового рекорда не составило труда. Капитаном воздушного судна была выбрала 29-летняя Валентина Гризодубова, дочь Степана Гризодубова — советского изобретателя и летчика. Совершать подвиг вместе с ней отправили 30-летнюю Полину Осипенко и 26-летнюю Марину Раскову. Перед тем, как допустить летчиц до опасного полета, их направили на специальные тренировки. Так, в сумме девушки налетали 13 часов 30 минут в течении семи испытательных полетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Летчицы Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко
РИА Новости
Кем были выбранные для рекорда летчицы

На момент постановки рекорда Валентина Гризодубова была депутатом Верховного Совета первого созыва, состояла в рядах Красной армии и была награждена орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. В 1937 году Валентина Гризодубова установила пять мировых женских рекордов на легкомоторных самолетах. Уже через год после этого она была выбрана командиром женского экипажа бомбардировщика АНТ-37 «Родина». Перед ней была поставлена задача установить новый рекорд — совершить беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток. 

 

Марина Раскова, штурман, была сотрудницей НКВД. Ни раз участвовала в длительных полетах и с 23 лет преподавала штурманское дело в Военно-воздушной академии. Однако считается, что Раскова единственная из трех женщин не имела достаточного летного опыта, а стать участницей рекорда ей помогли связи в госорганах. 

 

Полина Осипенко была самой старшей в коллективе. До рокового полета женщина ни раз сама занимала пост капитана судна. Однако это не помешало ей согласиться на роль второго пилота под руководством Гризодубовой. 

Самолет, на котором женщины осуществили перелет

Для постановки рекорда был выбран военный бомбардировщик АНТ-37. Судно сильно переделали, убрав из него военное оборудование и прорезав дополнительное остекление в носовой части фюзеляжа. Для того, чтобы АНТ-37 смог совершить такой долгий перелет, в него вмонтировали два дополнительных топливных бака и дополнительные маслобаки на противопожарной перегородке каждого двигателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Летчицы и самолет АНТ-37 «Родина»
Летчицы и самолет АНТ-37 «Родина»
etoretro.ru
Не забыли и про идеологическую сторону вопроса. АНТ-37 выкрасили в серебристый цвет, а на фюзеляже стали красоваться красные звезды и заметная издалека надпись «Родина».

Не без трудностей: как проходил сам полет

Отмашку на вылет никак не давали. Решение отложить полет объясняли боевыми действиями между Союзом и Японией недалеко от озера Хаса. К середине сентября команда, которая готовила летчиц к полету, и сами женщины уже утратили надежду на постановку рекорда. Определенный вклад вносила и погода — с наступлением холодов портились метеоусловия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако разрешение на перелет все же пришло из Кремля — так, постановку рекорда назначили на 24 сентября. Взлет АНТ-37 «Родина» с летчицами на борту сопровождался первыми лицами государства и толпой журналистов.

В 8 часов 12 минут утра 24 сентября 1938 года с наклонной горки Щелковского аэродрома НИИ ВВС состоялся взлет «Родины».

По воспоминаниям командира судна Валентины Гризодубовой, бомбардировщик к рекорду подготовили недостаточно тщательно. Из-за этого сложности начались в первые минуты после взлета. Уже через 150 километров самолет попал в зону облачности, а еще через несколько километров из строя вышла и приемная, и передающая бортовая радиоаппаратура.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Маршрут полета
ТАСС

Специалист, ответственный за радиоподготовку, был арестован за две недели до полета. Мужчина не успел предупредить и без того недостаточно опытного штурмана Марину Раскову о том, когда произойдет смена частот и позывных.

Как только стекла начали покрываться инеем, Раскова открыла форточку, чтобы очистить обзор. В этот момент все полетные карты улетели за борт. Так, летчицам «Родины» пришлось продолжать полет буквально на ощупь и довериться своему опыту и интуиции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аварийная посадка в тайге

После пересечения Комсомольска-на-Амуре женщины оказались в критической ситуации: радиосвязь так и не появилась, а топлива осталось не более, чем на 30 минут полета. Понимая, что выхода нет, Валентина приказала штурману эвакуировать с парашютом, так как кабина женщины могла сильно пострадать при аварийной посадке. Командир «Родины» и вторая летчица совершили аварийную посадку в тайге. Обе женщины получили травмы, но остались в живых.

Найти приземлившееся судно получилось достаточно быстро, а вот Марине Расковой пришлось провести в тайге больше недели. Только спустя 10 дней девушку нашли живой и спасли.

Несмотря на все сложности, женщины побили мировой рекорд самого дальнего беспосадочного перелета. «Родина» пролетела 6450 километров за 26,5 часов

Возвращение летчиц в Москву

Спасенных женщин привезли в Москву на Белорусский вокзал. Там их торжественно встретили журналисты, чиновники и простые граждане. С «корабля» летчицы отправились сразу «на бал» в Кремль. Машину с героинями, проезжавшую по Тверской, засыпали цветами и аплодисментами. Девушками дали звания Героев СССР, а Гризодубова, как капитан, стала первой женщиной, удостоенной такой награды.

Триумф и радость омрачила авиакатастрофа, случившаяся во время операции по поиску женщин. В тот день два спасательных самолета столкнулись и потерпели крушение. В происшествии погибли 16 из 20 человек. Однако в газетах об этом не писали — страна праздновала мировой рекорд.