Самая загадочная авиакатастрофа советской гражданской авиации: подмосковная трагедия 1972 года
Лайнер, летевший из Ленинграда в Москву 13 октября 1972 года, потерпел крушение на берегу Нерского озера. Следствие началось молниеносно, лучшие эксперты Союза пытались разобраться в причинах. Но, несмотря на множество предложенных версий, к единому мнению они так и не пришли. Или — пришли, но не захотели делиться им с общественностью.
Пятница 13: что произошло в день трагедии
Самолет Ил-62 выполнял международный пассажирский чартерный рейс из Парижа в Москву с остановкой в Ленинграде. После успешной посадки в городе на Неве самолет должен был вылетать в Москву. В этот момент в столице была сильная облачность, однако метеоусловия допускали полет и находились на разрешенном минимуме. Во время остановки в Пулково на борту значительно прибавилось количество пассажиров. Среди тех, кто оказался на обреченном лайнере, было много детей.
В 20:59 самолет успешно набрал высоту 9000 метров и летел в сторону Москвы. Первое время полет шел успешно, а пилоты регулярно отчитывались об обстановке диспетчеру. Однако на подлете к столице на высоте в 400 метров связь с экипажем резко прервалась, а сам самолет перестал отображаться на экране радиолокатора.
В 21:49 воздушное судно на скорости больше 500 километров в час врезалось правой консолью крыла в поле рядом с Нерским озером. После удара в землю врезалась носовая часть фюзеляжа. Проехав еще 300 метров по полю, самолет оказался в лесу и полностью разрушился от столкновений с деревьями.
Как спецслужбы искали причину катастрофы
На место катастрофы сразу приехало множество чиновников и специалистов в сфере авиации. Охранять район ЧП привезли курсантов военных училищ и милицейских. Молодые люди собирали на поле все, что осталось от пассажиров в сохранности: деньги, документы и другие ценные вещи. После — все трофеи были переданы сотрудникам КГБ. Приехали на место трагедии и работники авиационно-технической службы. Они собирали останки людей и куски фюзеляжа.
Службы немедленно начали вести расследование — в ту же ночь была собрана правительственная комиссия. Руководил процессом секретарь Дмитрий Устинов. К самому борту у специалистов претензий не было. Самолет был оснащен специальной системой «Полет-1» — она осуществляла автоматический полет и заход на посадку. Похожие самолеты ИЛ-62 были в ходу с 1967 года. Они полностью подходили под мировые технические требования и были одними из лучших представителей гражданской авиации СССР. До катастрофы 1972 года ИЛ-62 терпел крушение единожды — во время летных испытаний до начала эксплуатации. Во время полета все системы самолета работали нормально.
Все части, которые удалось собрать от разбившегося лайнера, отвезли в ангар Научно-исследовательского института гражданской авиации. На полу помещения был нарисован ИЛ-62 в натуральную величину, позже — на схеме стали расставлять все детали самолета так, как они были установлены в судне.
Летная комиссия обозначила — все члены экипажа были полностью годны к полету. Командир корабля, пилоты и стюардессы были абсолютно здоровы. Перед рейсом каждый из них отдохнул и прошел все необходимые медицинские проверки в Шереметьево. Кроме того, все работники суда имели аттестацию, которая подтверждала пройденную подготовку, с технологиями полета пилоты работали согласно всем нормам, правилам и требованиям.
Анализируя разговоры пилотов с диспетчерами, комиссия заметила, что речь пилотов была подозрительно заторможена. Кроме того, при снижении высоты были замечены недостаточно активные действия пилотов. Появилось соответствующее предположение — к авиакатастрофе привело внезапное нарушение психического и физиологического состояния пилотов. Другие обвинения «предъявлялись» погодным условиям. Несмотря на то, что на момент полета условия достигали разрешенного минимума, погода действительно была сложной. Кроме того, в районе Шереметьево не работала система инструментальной посадки.
К чему привели многочисленные проверки и экспертизы
Сойтись во мнениях у экспертов так и не получилось. Большая часть записей с борта была повреждена, поэтому расшифровать их не удалось. Из-за этого среди людей распространилось мнения, что реальные причины и обстоятельства трагедии были скрыты от общественности. Предполагалось, что КГБ засекретило информацию из-за того, что рассказывать правду было просто невыгодно.
Среди основных версий трагедии:
- Неправильное значение атмосферного давления на баромических высотомерах. В ошибке обвинили пилотов, которые не переставили высотомер на давление аэродрома. Из-за этого экипаж считал, что самолет находится на высоте 400 метров, а на самом деле — лайнер летел к земле и столкнулся с полем на огромной скорости.
- Молния, которая во время непогоды могла попасть в лайнер и отключить радиовысотомер. При таком раскладе экипажу пришлось бы самостоятельно выставлять высоту по барометрическому высотметру — тут-то пилоты и могли смертельно ошибиться.
- Выдвигалась версия теракта, однако как таковых доказательств у нее не было. В основном такая теория основывалась на слухах.
- Причиной катастрофы называли и отравление нервно-паралитическим газом. Из-за разгерметизации баллончика командир корабля, экипаж и пассажиры могли уснуть.
После произошедшей трагедии в СССР было принято решение создать Госавианадзор, который должен решать неотложные вопросы, касающиеся летной техники и обеспечения безопасности членов экипажа.
После окончания всех проверок тела погибших пассажиров сожгли в крематории и выдали родственникам. До 1974 года катастрофа под Москвой была крупнейшей в мире по числу жертв.