«Трагедия детей Осло»: чудовищная авиакатастрофа с единственным выжившим ребенком
Найти разрушенное воздушное судно удалось только через три дня. Место крушения обнаружили норвежские охотники. На тот момент все люди, находившиеся на борту, уже были мертвы. Оставался в живых только 11-летний мальчик Исаак Аллал. Несмотря на легкую одежду, ребенок смог спастись в заснеженном норвежском лесу благодаря теплу от медленно горевшего хвоста самолета.
Предыстория «Трагедии детей Осло»
После того, как в 1948 году Израиль образовался как официальное государство, в него стали переезжать евреи со всех уголков мира. Для репатриантов было разработано множество специальных программ, в том числе — программа по привлечению и подготовке детей. Она создавалась для того, чтобы помочь евреям из Марокко и Туниса вернуться на историческую родину. В осуществлении плана им помогала Норвегия. Страна предоставила евреям для временного проживания бывший подготовительный лагерь СС Хирден. Первая группа детей возрастом от 5 до 14 лет была принята в стране в начале 1949 года. В общей сложности за все время существования программы в ней приняли участие около 400 человек.
После того, как в 1949 году Объединенный распределительный комитет подписал соглашение с министерством благосостояния Норвегии, санатории для больных туберкулезом должны были предоставить 200 мест для детей из Северной Африки. Так, в апреле 1949 года около 200 детей из Марокко приехали в медицинское учреждение, следующей должна была стать группа еврейских детей из Туниса.
Как произошла авиакатастрофа в Хуруме
Два самолета DC-3 компании Aero Holland вылетели из аэропорта Туниса в сторону Норвегии 20 ноября 1949 года. Одно воздушное судно успешно приземлилось в пункте назначения. Другой самолет с регистрационным номером PH-TFA совершил вынужденную остановку в Брюсселе в аэропорту Брюссель-Завентем из-за поломки радиоаппаратуры. На тот момент в самолете находилось 28 детей возрастом от 8 до 12 лет, 3 социальных работника и члены экипажа.
В этот момент в норвежском Осло, который был пунктом назначения самолета, стояла плохая погода. Из-за того, что связь с судном была утеряна, работники аэропорта предположили, что экипаж решил временно приземлиться в другом месте и дождаться, когда погода улучшится. Однако, как только стало понятно, что ожидания напрасны, спасатели начали поиски пропавшего судна.
Место, в котором мог оказаться DC-3, определили достаточно быстро. Предположительно, воздушное судно могло оказаться где-то между Хурумом и аэропортом Форнебу — именно там местные жители слышали звук низко летящего самолета.
Чтобы быстрее обнаружить самолет, правительство обратилось за помощью к местным жителям. Однако непрекращающаяся непогода мешала начать полномасштабные поиски. К месту катастрофы через три дня вышли норвежские охотники. Мужчины увидели совершенно не обнадеживающую картину: деревья, поваленные самолетом, обломки воздушного судна и гробовая тишина.
Исаак Аллал — единственный выживший мальчик
Взрослые пассажиры, члены экипажа и 27 детей были найдены мертвыми. Выжить удалось только одному 11-летнему мальчику Исааку Аллалу. Как он позже рассказал спасателям, остаться в живых у него получилось благодаря своей привычке слушаться взрослых. Сразу после того, как самолет оказался в опасной зоне с плохой видимостью, члены экипажа приказали всем пассажирам пристегнуть ремни безопасности. Многие дети летели на самолете впервые в жизни, из-за этого воспринимали происходящее как аттракцион, игнорировали указания членов экипажа и продолжали веселиться.
Кроме того, мальчику удалось выжить за счет того, что его место находилось в наиболее безопасной зоне — на задних рядах. После инцидента Исаак прославился на всю Норвегию настолько, что король Хокон VII предложил мальчику усыновить его. Необычное предложение Его Величества было отвергнуто ребенком, однако правитель не забыл о мальчике и на 13-летие подарил ему велосипед.
Эйфорию от чудесного спасения Исаака Аллала затмил траур по погибшим пассажирам и членам экипажа. На тот момент катастрофа стала одной из самых масштабных и чудовищных по количеству жертв в стране. Вся Норвегия на долгое время была потрясена произошедшим. Правящая партия Труда собирала пожертвования, которые пошли на строительство деревни «Норвегия» (позже ее переименовали в «Янув») для тунисских иммигрантов в Израиле.
Почему самолет разбился
Причин, по которым произошла катастрофа, могло быть несколько.
- Во-первых, определенную роль сыграли ужасные погодные условия, которые создавали плохую видимость для пилотов.
- Во-вторых, приближаясь к аэропорту, экипаж доложил: «контакт 100 футов». Это означало, что самолет летел уже достаточно низко и пилоты могли видеть землю. Такое положение воздушного судна очень опасно в условиях низких облаков в холмистой местности, однако диспетчер не придал этой информации должного внимания. После — комиссия постановила, что как диспетчер, так и члены экипажа действовали некорректно и совершили ошибки.
- Третьим фактором стала ошибка на английской карте, которой пилоты пользовались во время полета. На ней высота холмов указывалась как 164 метра, в то время как в реальности она была 361 метр.
Память о жертвах трагедии
В память об авиакатастрофе на берегу фьорда (недалеко от того места, где разбился самолет) был установлен первый памятник. Еще один, по просьбе Исаака, был возведен непосредственно на месте крушения. Он огражден и украшен Звездой Давида. Рядом с мемориалом также находятся части обломков упавшего самолета. В израильской деревне Янув также был воздвигнут памятник погибшим. Другие мемориалы существуют в Нетивоте и Нетании , а детский сад в Нетании назван в честь детей Осло.
Сразу после катастрофы тунисское правительство заявило, что привезет своих скончавшихся граждан обратно, чтобы похоронить их. Однако время от времени семьи погибших детей просили вернуть их на родину в Израиль.