«Опиум для народа»: как в СССР боролись с религией
Когда в 1917 году к власти в стране пришли большевики, религия стала чуть ли не главным их врагом. Официальной идеологией страны стал атеизм а православие ассоциировалось с пережитками прошлого и царской властью.
Как начиналась борьба с религией
Искать точки соприкосновения и пытаться переманить священников на свою сторону большевики пытаться не стали. Религиозные деятели были воспитаны царской властью, поэтому как таковых рычагов давления на церковь у нового правительства не было. Было принято решение действовать категорично, поэтому уже 23 января 1918 года был выпущен декрет об отделении государства от религии. Документ лишал церковь юридического лица, права на владение собственностью и преподавания Закона Божьего. Кроме того, в тот же момент в Наркомате юстиции появился восьмой отдел, занявшийся ликвидацией церкви и подавлением любого сопротивления со стороны верующих и религиозных служащих.
Власть боролась с верой как просветительскими мероприятиями, так и с помощью репрессивных мер. Так, например, за покрашенные на пасху яйца человека могли исключить из колхоза и лишить его работы. Во время крупных религиозных праздников организовывались субботники, спортивные соревнования и другие, не связанные с верой активности. Помогал в борьбе с религией и процесс урбанизации. Переезжая из сел и деревень в города, семьи теряли связь с традициями и попадали под более жесткий общественный контроль.
В официальных выступлениях заявлялось, что, если лишить церковь материальной базы, люди сами от нее отвернутся. Однако на деле все оказалось намного сложнее. Ленин понимал, что перекройка советских людей из убежденно-верующих в убежденных атеистов — процесс сложный и долгий, а больший упор стоит делать именно на просвещение граждан.
Больший упор делался на борьбу со священниками. Несогласные с политикой власти пытались подпольно вести антисоветскую пропаганду, за что подвергались настоящим репрессиям. На борьбу с церковью тратилось огромное количество как материальных, так и человеческих ресурсов.
Важными инструментами советской пропаганды во все времена были агитплакаты, поэтому и в случае с религиозной борьбой их выпускали повсеместно. Религию стали именовать «опиумом для народа» — эти слова Маркса еще со школьной скамьи знал каждый советский ребенок. Если еще в 1914 году на территории России насчитывалось 75 тысяч приходов, то к 1939 году их стало около ста. Церкви либо переделывали в общественные и технические помещения, либо сносили.
«Марксизм — это религия класса»: борьба в сталинские времена
В начале правления Сталина такое понятие как «антипраздники» стало набирать обороты. По сути, это были события, которые проводились как альтернатива традиционным церковным праздникам в главные религиозные даты. Однако к 30-м годам политика изменилась: вместо того, чтобы запрещать старые обычаи и традиции их стали переделывать в новые — советские.
Так, бывшее Рождество вернулось в страну в виде Нового года, вновь появилась статья за мужеловство, а классиков литературы (которые в большинстве своем были православными) вернули на полки и назвали «нашим всем». Вместо крестовых походов коммунисты проводили демонстрации, вместо службы — собирали партсобрания, а вместо мощей — лежал Ленин в мавзолее. Такими шагами власть пришла к созданию новой религией, которая никак не была связана с верой в бога, но подразумевало другую веру — в идеологию марксизма.
В 1941 году в антирелигиозную пропаганду вмешалась Великая Отечественная война. В этот период власть приняла решение временно прекратить борьбу с собственным народом, чтобы сосредоточиться на внешнем враге. Кроме того, большевикам пришлось пойти на некоторые уступки, понимая, что религия — мощный инструмент, который сможет поднять народ на защиту своей Родины.
Чтобы снять с себя обвинения в излишней жестокости по отношению к религии, власть приняла у себя в 1943 году делегацию англиканской церкви. По всем каноном встречать гостей должно было высшее руководство РПЦ, а так как у страны не было патриарха, его пришлось срочно избирать.
Эпохи Брежнева и Хрущева
Религиозная «оттепель» была нужна СССР, чтобы не проиграть войну и продолжить свое существование. Однако с приходом к власти Никиты Хрущева, в страну вернулась ярая антирелигиозная пропаганда. Так, в 1958 году власть начала новую волну мер по борьбе с религией. В рамках этих мероприятий государство приказало закрыть монастыри и запретить паломничество к святым местам. Часто религиозные места уничтожались вместе с реликвиями и ценностями, из-за чего в регионах исчезали местные достопримечательности.
В 1961 году хрущевская власть стала выпускать одно антирелигиозное постановление за другим. Религиозные праздники стали считать пустой тратой времени, регулярно проводились просветительские лекции, велась жесткая антирелигиозная агитация для молодежи. Однако все эти меры не приносили желаемых плодов: на лекциях собирались в основном убежденные атеисты, глубоко религиозные люди не были готовы менять своих взглядов,а молодежь — загоралась интересом к религии из-за шарма «недоступности» и «запрещенности».
С приходом к власти Брежнева у церкви появилось чуть больше свободы. Антирелигиозная пропаганда прекратилась, а церковь стали использовать в качестве рупора новых идей и мира. Предполагалось, что религия поможет укрепить советскую идеологию.
В брежневскую эпоху церковь попала под полный государственный контроль, а чиновники то и дело руководили ее делами, ставя перед религиозными работниками вполне конкретную задачу: критика католицизма и империализма.