Культ гладкости: история безопасных станков для бритья
Много веков мужчинам приходилось бриться опасными и сложными для пользования станками. Все изменилось в начале XX века — появление первой безопасной бритвы со сменным лезвием полностью изменило индустрию и положило начало женскому бритью.
Первая опасная бритва
Первые опасные бритвенные станки начали появляться еще в древние времена. Так, в Египте и Римской империи мужчины уже использовали первые клинковые бритвы. Однако решались на удаление волос с помощью острых приспособлений далеко не все мужчины. Кроме того, не каждый обладал навыками бритья — чаще всего для того, чтобы удалить волосы, людям приходилось обращаться к профессиональным «берберам» того времени.
Первый полноценный опасный бритвенный станок появился в XVIII веке. Изобретение подарил миру торговец ножами Жан Жак Перре. Он добавил к обычной клинковой бритве специальный ограничитель, который сделал процесс бритья более доступным — обращаться с такой бритвой было намного проще, чем с древней.
В XIX веке, в 1847 году, английский изобретатель Уильям Сэмюэль Хэнсон создал бритвенный станок с лезвием и защитной планкой, которая располагалась перпендикулярно ручке бритвы. Станок внешне был больше похож на маленькие грабли — новая форма позволяла ему быть более безопасным и удобным для пользования.
История сменных лезвий и безопасных бритв
Первый безопасный бритвенный станок со сменным лезвием изобрел американец Кинг Кемп Жиллетт — именно он позже основал компанию, которая до сих пор занимает большую часть рынка бритвенных станков. Жиллетт тянулся к техническому прогрессу, его главной мечтой было — создать что-то новое, что людям принесет пользу, а ему — многомиллионное состояние. Ему нравилось изобретать разные вещи, однако ни одна из них не приносила ему призвания. Все изменилось летним утром 1895, когда, стоя у раковины, Кинг заметил, что его бритва затупилась и требует профессиональной заточки. В тот момент в его голове промелькнула мысль: все, что требует замены — это тонкое лезвие, а остальная часть станка может использоваться бесконечно. Он решил создать безопасный бритвенный станок, который позволит время от времени просто менять лезвие.
Несмотря на то, что безопасные станки появились еще несколько лет назад, достаточного распространения они не получили, поэтому именно Кинга Жиллетта считают создателем первой безопасной бритвы. Разработка изобретателя должна была состоять из трех простых частей: тонкого лезвия, съемного горизонтального держателя лезвия и ручки, к которой крепится держатель. Кингу показалось — идея простая, гениальная и востребованная, поэтому обязана достаточно быстро принести ему желаемую славу и заработок. Однако успех пришел к Жиллетту далеко не сразу.
Успех первых бритв Жиллетта
Долгие годы воплотить свою идею в жизнь у Жиллетта не получалось. Перед изобретателем, не имеющим технического образования, возникла проблема: создать тонкое, прочное, а главное — дешевое лезвие казалось просто невозможным. Ученые и специалисты Массачусетского технологического института буквально смеялись над Кингом и заявляли, что его идея — утопична.
Спустя пять лет, в 1900 году, Кингу Жиллету посчастливилось познакомиться с Уильямом Никерсоном — изобретателем, который обладал техническими знаниями и мог подойти к изобретению более осознанно. В 1901 Никерсон смог закалить тонкую полоску стали и сделать ее достаточно прочной для применения. После этого Жиллетт нашел несколько инвесторов, зарегистрировал патент и вместе с Никерсоном основал фирму American Safety Ranzor, которая позже была переименована в Gillette Safety Ranzor Co.
В продажу одноразовые станки Gillette поступили в 1903 году, однако вместо ожидаемого ажиотажа Кинг Жиллетт получил весьма вялую реакцию. В первый год существования фирмы Жиллетту и Никерсону удалось продать только 51 бритву и 168 лезвий. Выручка совсем не покрывала затраты на изобретение и производство. Кроме того, цена на изделия была достаточно высокой — станок вместе с лезвием стоил $5, а набор из 20 лезвий — $1 (важно учитывать, что в те годы средняя зарплата американца была примерно $15).
Реклама бритвенных станков
Большие ставки компания Жиллетта решила сделать на рекламу бритв. Такой подход оказался стратегически правильным. Первое время Gillette стал отправлять по 25 центов с каждого продавшегося станка на рекламу. Замечая, что это приносит компании успех, долю постепенно увеличивали.
В продвижении станков Gillette немалую роль сыграла Первая мировая война. Безопасные бритвы были самыми удобными приспособлениями для полевых условий. К тому моменту компания Кинга Жиллетта уже стала пользоваться достаточным авторитетом из-за чего получила правительственный контракт на поставку станков и лезвий войскам США. После окончания боевых действий многие солдаты стали покупать лезвия уже по сложившейся привычке.
Культ гладкости: как Gillet «заставил» женщин брить ноги
Первое время бритвы выпускались исключительно для мужчин, однако в один момент маркетологи сообразили: если привлечь к продукции еще и женщин, выручка может вырости сразу в 2 раза.
Вместе с выпуском бритвенного станка женщинам начали пропагандировать необходимость избавляться от «лишних» волос. О бритье подмышек стали писать в женских модных журналах, а сама компания Gillette заявляла, что устройство было выпущено исключительно из-за «многочисленных просьб», как бы определяя, — каждая женщина мечтает о гладком теле. В модных бутиках при покупке платьев с коротким рукавом или без него женщинам предлагали приобрести Milady Decollete.