«Вот, что мы любим»: как появился фастфуд

Такой вредный, но такой любимый и вкусный. Спорить о вреде пищи, которую продают в ресторанах быстрого питания, можно бесконечно. Однако нельзя отрицать тот факт, что бургеры с картошкой фри — неотъемлемая часть истории культуры еды.
«Вот, что мы любим»: как появился фастфуд
Unsplash

Все самые известные заведения фастфуда пришли к нам из Соединенных Штатов Америки. Именно там в прошлом веке стала стремительно развиваться культура быстрого потребления еды. Однако, если посмотреть на историю фастфуда под другим углом, можно заметить, что люди любили быстро, дешево и вкусно поесть во все времена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые древние рестораны общепита

Несмотря на то, что история фастфуда в привычном понимании началась только в XX веке, культура «общепита» существовала еще в Древнем Риме. У городских жителей, ютившихся в многоквартирных домах, не было возможности готовить пищу самостоятельно — в древних многоэтажках попросту не существовало кухонь. Чаще всего жители таких построек либо покупали несложную пищу, которую не нужно готовить, либо — обедали в так называемых «попинах», примитивных ресторанчиках.

Первые древнеримские ресторанчики
Первые древнеримские заведения общественного питания
Иллюстрация Дж. Уильямсона
До XIX века люди посещали кофейни и таверны исключительно для приема пищи. Только к концу XVIII столетия заведения стали выполнять еще и развлекательную функцию

Кроме того, заведения с готовой едой пользовались спросом среди путешественников. Гостиницы и таверны Древних Греции и Рима обычно обслуживали людей, которые вынужденно находились вдали от дома. В Средневековых городах уличные торговцы предлагали бедным жителям недорогие, но сытные вафли, блины и вареное мясо. В прибрежных местах продавали приготовленную рыбу, моллюсков и морепродукты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Торговцы во все времена стремились заработать на небогатых людях, продавая им простую и дешевую еду. Впрочем, если говорить о фастфуде, за много веков в этом плане ничего не поменялось.

Как появился фастфуд в привычном смысле

В том виде, в котором мы им пользуемся сегодня, фастфуд появился только в начале XX века в Америке. Всему виной стала система шоссе, заставившая местных жителей пересесть на личные автомобили и изменить стиль жизни.

Спрос рождает предложение: чем больше появлялось автомобилистов, тем больше они нуждались в быстрой и недорогой еде, которую можно было бы купить по пути

Первым американским фастфудом считается закусочная «Автомат», открытая компанией Horn & Hardart. Популярной точкой «Автомата» стало заведение в Нью-Йорке. Ресторанчик быстро начал пользоваться популярностью у жителей мегаполиса и даже стал местной достопримечательностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Белый замок»: первая сеть фастфуда

Заведение первой сети фастфуда «Белый замок»
Заведение первой сети фастфуда «Белый замок»
Pinterest
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первой сетью американского фастфуда был не Макдональдс, как многие привыкли считать, а кафе под названием «Белый замок». Сеть начала работать в 1921 году в Уичито, штат Канзас. Заведение соответствовало техническому развитию Америки 20-х годов прошлого века. Еду в «Белом замке» готовили очень систематизировано, механизировано и быстро — каждый дюйм гриля был предназначен либо для хлеба, либо для мяса.

Еда в «Белом замке» готовилась строго по одной и той же технологии, из-за чего каждый новый гамбургер был таким же вкусным, как и предыдущий. Клиенты шли в заведения, потому что точно знали, какое блюдо они быстро получат там за небольшие деньги. Идея повтора одинакового положительного опыта «привязала» к себе большую часть американских клиентов общепита.

В период, когда «Белый замок» начал свою работу, среди жителей было распространено мнение о том, что бургеры, которые им продают на ярмарках или в буфетах, — продукты низкого качества, сделанные из отходов скотобойни и испорченного мяса. Основателям «Белого замка» удалось изменить это отношение к гамбургерам. Кухня заведений была устроена таким образом, чтобы люди могли видеть, как готовится их пища и быть уверенными в том, за что отдают деньги.

Важной причиной успеха первой сети фастфуда стало большое внимание к деталям и мелочам. Так, заведения специально были окрашены именно в белый цвет, который ассоциируется с чистотой
Блюда «Белого замка»
White Castle
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наибольшую популярность «Белый замок» обрел в восточной и средне-западной частях Соединенных Штатов — там располагалось наибольшее количество трасс, а вместе с ними и голодных автомобилистов. Однако репутация гамбургеров была на высоком уровне во всей стране.

Самый успешный фастфуд: история появления Макдональдса

Хотя Макдональдс и не был первой сетью фастфуда, он оказался самым успешным проектом ресторана быстрого питания. История заведения началась в 1940 году в штате Калифорния — там Братья Макдональды открыли первый небольшой ресторанчик. Первое время он ничем не отличался от других заведений, приносил небольшой, но стабильный доход.

Девушка делает записи о заказах в Макдональдсе
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В один момент денег стало критически не хватать, поэтому в 1948 году ресторан очень сильно изменился. Основатели Макдональдса решили изменить концепцию заведения — отказаться от официантов и ввести самообслуживание в своих точках. Если раньше Макдональдс работал как и другие рестораны, то теперь посетители должны были сперва подойти к кассе, сделать заказ, а только после этого направиться к столику. Кроме того, было принято решение существенно сократить меню заведения, оставив только самые популярные и любимые позиции. Так, в меню осталось только 9 наименований: всеми любимая картошка фри, несколько бургеров и напитков.

Братья приняли решение сократить не только расходы на обслуживание клиентов, но и пересмотреть подход к приготовлению пищи. Если до этого кухня заведения была больше похожа на типичную кухню ресторана, то теперь стала больше напоминать конвейер, который работает в одном ритме, по единой схеме практически без остановок.

Такие изменения помогли Братьям Макдональдам сократить затраты на заработную плату сотрудников и снизить цены на блюда в меню. Самое главное — эти инновации не просто сократили клиентский поток, а увеличили его в несколько раз. Посетителей стали привлекать низкие цены и быстрое ожидание заказа. Конкуренты стремительно теряли клиентскую базу и пытались подражать ресторану. Однако Макдональдс был первым, а потому — завоевал доверие американской аудитории.

Развитие фастфуда

В середине XX века стали появляться другие крупные известные заведения фастфуда. Так, в 1950-х начали работать Burger King и Taco Bell. Если первое время фастфуд в основном находился только на трассах и окраинах, к 1960-м годам заведения быстрого питания переехали в городские центры и стали не просто удобной пищей для автомобилистов, а целой культурой питания для жителей мегаполисов.