От Желтого малыша до Супермена и Бэтмена: краткая история комиксов
Рассказать историю с помощью рисунков человечество пыталось во все времена. Более того — такая форма передачи информации появилась намного раньше словесности. Предшественниками комиксов считают карикатуры — сатирические рисунки, высмеивающие социальные или политические проблемы. До Эпохи Просвещения изображениями иллюстрировали только религиозные тексты, однако в конце XVII века авторы стали рисовать сатиру и юмор, например, создавали гравюры или целые циклы картин. Позже иллюстрации стали появляться в газетах и журналах в виде сопровождения к текстам, но со временем трансформировались в самостоятельные истории из рисунков с небольшими подписями. Именно так к концу XIX века эксперименты газетных и журнальных художников подарили миру новую форму изобразительного искусства — комиксы.
«Приключения Обадайя Олдбака» и «Желтый малыш»: какими были первые комиксы
Первые комиксы визуально отличались от того, что мы имеем сегодня — в поисках подходящей формы авторы экспериментировали с рисовкой, размещением надписей, построением историй. Так, карикатурист Родольф Тепфер с своих историях «Приключения Обадайя Олдбака» размещал текстовые подписи под рисунками, а немецкий поэт-юморист Вильгельм Буш сопровождал свой комикс «Макс и Мориц» стихами.
Первым традиционным комиксом считается «Желтый малыш» или The Yellow Kid in McFadden’s Flats, нарисованный Ричардом Фелтоном Аутколтом. Автор начал использовать в своих работах «облачка» для фраз и мыслей. Среди других известных рисунков Аутколта: «Аллея Хогана» и «Бастер Браун».
Долгое время комиксы были частью газетных номеров и журналов — отдельно, как сейчас, их не продавали. Однако все поменялось в 1929 году, когда издательство Dell напечатало первый номер журнала Funnies. Выпуски стали выходить ежемесячно, в них публиковали лучшие газетные истории. В 1933 году Funnies изменил формат издания и стал первым цветным комиксов, напечатанным в стандартном размере 17х26 см. Такие рамки используются для комиксов до сих пор.
Мир комиксов сильно изменился, когда в свет вышел первый номер Action Comics. На его обложке был нарисован, ставший впоследствии культовым, персонаж по имени Супермен. Это событие положило начало новой эре комиксов.
Супермен и Бэтмен: золотой век комиксов
Дебют Супермена положил начало новой эпохе комиксов в 1938 году. Чуть меньше, чем через год издательство Detective Comics представило публике еще одного не менее знаменитого персонажа — Бэтмена. Вскоре истории о супергероях стали самыми популярными на рынке комиксов.
В октябре 1939 года издательство Timely Publications (позже — Marvel Comics) выпустило номер, в котором появились новые известные герои: Человек-факел и Нэмор. В 1940 году дебютировали Капитан Марвел, Флэш, Зеленый Фонарь, а в 1941 — Капитан Америка от Marvel и Чудо-женщина от DC. Многие из героев (в особенности Капитан Америка) яро пропагандировали необходимый в военное время патриотизм.
На своем пике популярности комиксы пребывали с 1938 года до середины 1940-х. В тот период тиражи историй про Супермена, Бэтмена и Капитана Марвела достигали 1,5 миллионов экземпляров в месяц. Однако после войны с возвращением к нормальной жизни комиксы про супергероев стали терять популярность. Вместо этого люди начали интересоваться научной фантастикой, мистикой, детективами и романами. Кроме того, в эти годы произошло массовое распространение телевидения, которое также ударило по комиксам.
Кодекс Комиксов и Комик-Кон: серебряный век
Тематику комиксов до 1954 года практически ничто не ограничивало, пока психиатр Фредерик Вертам не высказал мнение, что такой формат искусства плохо влияет на молодое поколение и стимулирует рост подростковой преступности. В том же году издатели комиксов объединились в организацию Comics Code Authority и выпустили Кодекс Комиксов, в котором появилось разграничение разрешенных и запрещенный тем для историй. Из-за этого к 60-м годам XX века в комиксах стало появляться больше глупых сюжетов, примитивных шуток и нелепых персонажей.
Далеко не все авторы были согласны с Кодексом Комиксов, поэтому, чтобы обойти правила, они стали выпускать любительские и неофициальные издания. В них появлялись рисунки на волнующие общественность социальные и политические темы.
Эпохи «Возрождения» и Интернета: бронзовый и темный века
Началом бронзового века считаются 1970-е годы, когда в комиксах стали появляться более реалистичные рисунки от молодых художников, например, Нила Адамса, Джона Бирна и Джорджа Переса.
В 1971 году Комикс Кодексов был немного смягчен — авторам снова разрешили рисовать жутких горев: вампиров и оборотней. Благодаря этому появились такие персонажи как Болотная тварь и Блэйд.
В 80-е годы в индустрии комиксов произошла своеобразная Эпоха Возрождения. Авторы стали переосмыслять жанр рисованных историй и от смешных и простых картинок снова переходить к сложным и порой мрачным сюжетам про супергероев. Так, с 1985 по 1987 год общественность получила такие легендарные работы как «Возвращение Темного рыцаря» Фрэнка Миллера, «Мираклмэн» Алана Мура, «Хранители» Алана Мура и Дейва Гиббонса, «Сорвиголова: Рождённый заново» и «Бэтмен: Год первый» Фрэнка Миллера и Дэвида Маццучелли.
В ногу с тенденциями в 1990-х комиксы перешли в Интернет. Веб-комиксы стали особенно популярны из-за доступности, удобства и простоты создания для многих независимых художников.