Легенда о «Летучем Шотландце»: чем удивляет самый знаменитый паровоз мира
Тогда еще безымянный, он принадлежал к семейству английских паровозов класса A1 конструкции знаменитого инженера Найджела Грезли. На момент постройки он был одним из самых мощных и технически продвинутых в мире. «Один из» – этого, согласитесь, маловато для статуса легенды.
Так получилось, что именно этот паровоз был выбран, чтобы иллюстрировать мощь английской промышленности на Британской имперской выставке 1924 года. Ради выставки паровозу присвоили имя «Летучий Шотландец» в честь одноименного поезда, одного из старейших в истории железных дорог, курсирующего между Лондоном и Эдинбургом.
Скорость, скорость, скорость
Через несколько лет после выставки «Летучий Шотландец» был отобран в пятерку паровозов, задачей которых было сделать маршрут Лондон-Эдинбург безостановочным. Для этого локомотив модернизировали. Он получил огромный восьмиосный тендер со сквозным коридором: с таким тендером бригады машинистов и кочегаров могли сменяться, не останавливая поезд. Даже заправку водой выполняли на ходу. С такими новшествами поездка между столицами Шотландии и Англии стала занимать меньше восьми часов.
Паровоз стал знаменитым. Из все пятерки именно «Летучий Шотландец» был выбран рекламным лицом железнодорожной компании: его громкое имя привлекало клиентов, а реклама, в свою очередь, работала на рост его славы.
В 1934 году последовал новый рекорд: одна из бригад впервые в мире разогнала знаменитый паровоз до скорости 100 миль в час (161 км/ч).
Как ни иронично, быстрота «Шотландца» в этом случае сыграла против технического прогресса. В тот период времени железнодорожная компания LNER решала, стоит ли заменить паровозы тепловозами на своих скоростных маршрутах, а рекорд склонил чашу весов в сторону пара.
«Спасите нашего Шотландца»
Так называлась кампания по сбору средств, которую организовали поклонники исторического локомотива в 1962 году, когда руководство железных дорог Британии объявило о решении отправить паровоз на слом – паровая эра заканчивалась. Увы, собранных средств не хватило.
«Шотландца», однако, удалось спасти. Некий Алан Пеглер, впервые увидевший его еще на выставке 1924 года, выкупил его, хотя для этого ему пришлось продать свою долю в резинотехнической компании, основанной его дедом.
В Америку
Пеглер провел частичную обратную модернизацию, вернув паровозу некоторые изначальные черты, потерянные при его модернизации в сороковых годах. А затем выбил для локомотива разрешение ездить по магистральным путям в Британии – честь, данная единственному паровозу.
Однако собираемых средств было недостаточно, чтобы содержать его. Пеглер умудрился даже дойти до премьер-министра страны Гарольда Вильсона, но добился, что правительство наняло «Шотландца» рекламировать британский экспорт.
В 1969 году паровоз перевезли в США, переоборудовали под требования местных железных дорог и он начал совершать поездки по стране. Хотя в некоторых штатах ему пришлось двигаться на буксире у тепловозов из опасений пожара.
Повторное спасение
В 1970-м году в Британии сменилась правящая партия и новое правительство «уволило» паровоз. Пеглер пытался продолжать поездки самостоятельно, но без правительственной поддержки собранных средств не хватало, чтобы расплатиться за содержание. Увы, «Шотландец» довел своего спасителя до банкротства.
Все эти перетурбации лишь подогревали интерес к «Летучему Шотландцу». Именно в семидесятых, когда происходили эти события, о нем заговорили как о самом известном паровозе мира.
Третий рекорд
Около пяти лет паровоз стоял на хранении в депо, принадлежащем армии США. Янки уже подумывали о том, чтобы сдать его-таки в металлолом, когда другой английский энтузиаст старинных локомотивов Уильям МакАлпин вызвался оплатить долги, созданные Пеглером, и выкупить паровоз. Так знаменитость вернулась на родину.
В 1988 году МакАлпину предложили отправить «Летучий Шотландец» в Австралию на празднование 200-летия основания страны. По железным дорогам пятого континента раритетный паровоз, уже очень старый, наколесил десятки тысяч километров и даже поставил новый мировой рекорд, проехав без остановки почти 680 км. Ему (паровозу, не МакАлпину) на тот момент было уже около 65 лет.
А учитывая прошлое путешествие в Америку, он был признан единственным локомотивом мира, совершившим кругосветное путешествие.
Третье спасение
Девяностые и двухтысячные для локомотива снова стали трудным временем. Поклонники непременно хотели, чтобы он продолжал ездить не только по историческим железным дорогам, но и по основным путям Великобритании. Однако из-за ухудшающегося технического состояния ему все труднее было получать сертификат железных дорог. Был момент, когда паровоз даже выставили на аукцион и были опасения, что он уплывет из Англии, но Национальный железнодорожный музей сумел наскрести достаточно средств, чтобы выкупить его. Необходимую сумму собирала вкладчину вся Британия: большой вклад, в частности, сделал миллиардер Ричард Брэнсон, а еще часть собрали подписчики газеты Yorkshire Post.
С тех пор «Летучий Шотландец» прошел последнюю и самую глубокую реконструкцию, в ходе которой его конструкцию вернули к исходной, созданной Найджелом Грезли, и он продолжает радовать поклонников, появляясь в разных уголках Британских островов.