Забытый флагман Аэрофлота: чем удивляет довоенный советский самолет К-5
Это было до того, как «Аэрофлот» стал национальным монополистом. В тридцатые годы УВП был его сильным соперником – и партнером, – у которого был даже собственный автозавод в Харькове.
После успеха 4-местного авиалайнера К-4, получившего даже золотую медаль на авиашоу в Берлине, Калинин получил «зеленый свет» от правительства. Достаточно сказать, что первая пятилетка опытного самолетостроения включили два самолета: туполевский АНТ-9 и калининский К-5.
УВП поставили задачу создать авиалайнер, который мог бы поднять 10-12 пассажиров (в процессе работы его вместимость уменьшилась до 8 пассажиров). Первый полет самолет совершил в 1929 году, а производство его началось в 1930-м.
Уже на испытаниях К-5 показал себя отличной машиной, несмотря на отсутствие опыта у молодого КБ по созданию самолетов такого размера. С хорошей аэродинамикой и управляемостью, устойчивый и предсказуемый, он легко взлетал и садился, поднимался до высоты 5 км. Ни по летным характеристикам, ни по комфортабельности он не уступал самолетам, закупаемым за рубежом. В пассажирском салоне были установлены в два ряда 8 мягких кресел, а в хвосте наличествовало второе благо цивилизации – туалет.
И внешне украинский самолет получился красивым, с широкими крыльями эллиптической формы. Фюзеляж в передней части обшивался дюралюминием, сзади его обшивка была полотняной.
Флагман гражданского флота
Выпускался К-5 всего 4 года, но за это время в Харькове успели выпустить около 260 «пятерок» – больше, чем любого другого советского гражданского самолета того времени. Вплоть до начала Великой Отечественной войны он оставался главным авиалайнером «Аэрофлота», летая между Москвой, Ленинградом и Свердловском. Благодаря большому практическому потолку он также сделал возможными прямые рейсы через Большой Кавказский хребет.
Лишь в 1943 году, когда были списаны последние экземпляры, история этого замечательного самолета закончилась.