«Рыбное дело»: первый судебный процесс о коррупции в СССР
Первые пару лет дела у «Океана» шли довольно успешно – сеть приносила сказочную прибыль, аферы шли как по маслу, а народ был в восторге от ассортимента, который предлагают в магазинах. Все изменилось летним утром 1978 года, когда по столице пошел слух о том, что в одном из рыбных магазинов сети в банках от кильки продают черную икру. История получила огласку не только среди жителей Москвы, которые побежали сметать банки с килькой с полок магазинов, но и дошла до Генеральной прокуратуры страны.
Как разливался «Океан»: история сети магазинов?
Сеть рыбных магазинов «Океан» появилась благодаря стараниям министра рыбного хозяйства Александра Ишкова. Карьеру в рыбном деле он начал еще в 1930 году, к 25 стал заведующим орготдела Азово-Черноморского крайрыбаксоюза, а к 1948 году возглавил Министерство рыбной промышленности СССР.
По долгу службы Ишков часто оказывался за границей, самой значимой командировкой в его карьере оказалась поездка в Испанию. В солнечной стране чиновник вдохновился местными рыбными магазинами с самообслуживанием для покупателей и решил сделать подобные торговые точки в СССР. Вернувшись домой, руководитель Министерства рыбной промышленности согласовал проект «Океана» с советским руководством и открыл первую пробную точку в Сочи.
После успеха первой точки филиалы рыбного магазина стали открываться по всей стране. Так, к 1977 году в СССР было построено 104 «Океана». Покупателям нравился не только внешний вид заведения, но и его демократичные цены. Постепенно «Океан» из обычного магазина превратился в сеть полного цикла. Он стал не только вести продажу, но и добывать и перерабатывать морепродукты.
За витринами «Океана»: коррупционные схемы
Как это часто бывает, вместе с ошеломляющим успехом приходит жажда наживы. Внутри Министерства рыбной промышленности стали активно работать сотрудники, склонные к аферам. Всего мошеннические схемы, благодаря которым в «Океане» росла коррупция, можно разделить на несколько категорий:
- Рыбы по факту – больше, чем в документах
В тот момент каждого рыбака обязывали обозначать в накладных вес улова, а взвешивать рыбу прямо на борту судна. Из-за сложных условий и сильной качки даже самые качественные весы обычно выдавали неточные показатели. Опасаясь обвинений в недовесе, рыбаки на всякий случай клали в ящики чуть больше рыбы, чем прописывали в документах. Обычно на один ящик приходилось всего 1-2 лишних килограмма, однако в масштабах всех поставок разница оказывалась существенной. В итоге полученная сверху рыба реализовывалась отнюдь не на прилавках магазинов.
- Списывание излишек на складе
На складах часть поступающей продукции комиссия признавала как непригодную для продажи и подлежащую списанию. Большая часть таких заключений была фальсифицирована, а «непригодные» продукты отправлялись в виде товара на черный рынок. Масла в огонь подливал тот факт, что Ишков добился для «Океана» огромной по тем временам нормы потерь для сбываемой продукции. Так, официально на потери отводилось 10% некондиции.
- Прибавление веса с помощью «глазури»
Самым ухищренным методом мошенничества был способ добавления веса с помощью ледовой глазури. Замороженную рыбу, которая должна была отправиться на прилавок, повторно обливали водой и замораживали. Из-за этого на продукте образовывался дополнительный лед, прибавлявший ей веса.
Добрались до дна «Океана»: провал коррупционных схем
На самом деле, сетью «Океан» заинтересовались еще до до того, как в Москве поползли слухи о черной икре в банках от кильки. Первыми под руку КГБ попали генеральный директор фирмы «Океан» Фельдман и директор одного из столичных магазинов Фишман. Оказалось, что оба руководителя ездят за границу, меняют сотни тысяч рублей на валюту и переправляют деньги на Запад.
После ареста Фельдмана и Фишмана, обоих допросили. Оперативников интересовали источники их доходов. Ответы на вопросы были весьма однозначными — мужчины рассказали о части коррупционных схем и пожаловались на взяточника Рогова. Руководителя «Союзрыбпромсбыта» задержали, но позже отпустили. Тогда перед следователями встала задача: искать крупного игрока мошеннических схем среди руководителей Министерства рыбной промышленности СССР.
После прецедента с подменой продуктов выяснилось: черная икра в банке с килькой — вовсе не ошибка или случайность, а налаженный канал контрабандных поставок. Кроме того, деликатес продавали и на развес, что расширяло горизонты возможностей для махинаций.
С раскрытием новых эпизодов «рыбное дело» набирало обороты. Все дошло до того, что глава КГБ Юрий Андропов организовал специальную прокурорскую команду для расследования коррупции среди чиновников высших эшелонов власти. Первые преступники были найдены в столице, затем проверка пошла по всем городам и республикам, отправив под уголовную ответственность сотни человек со всего СССР.
Когда на допрос вызвали главного подозреваемого по делу «Океана», Рытова, тот сначала пытался сопротивляться следствию. Однако после того, как чиновник узнал о грозящем ему сроке, — признался во всех финансовых преступлениях и сдал своих подельников.
Чем закончилось «рыбное дело»?
В результате «Рыбного дела» под арест попало практически все руководство сети «Океан» и подельники из Министерства рыбного хозяйства. Ранее в СССР не проходило ни одного похожего судебного процесса. Впервые в Советском Союзе факты дачи и получения взяток были установлены на высшем государственном уровне. По делу о коррупции были осуждены полторы тысячи человек, а пять тысяч потеряли работу.
Дело «Океана» положило начало кампании по борьбе с коррупцией. Инициатором такой меры стал сам Юрий Андропов.