«Летайте Юнкерсами Аэрофлота»: какими были первые самолеты культового авиаперевозчика

На дворе начало двадцатых. Время отечественных самолетов еще не пришло, но гражданская авиация уже нужна. И страна создает... нет, еще не «Аэрофлот», но то, что позже им станет.
«Летайте Юнкерсами Аэрофлота»: какими были первые самолеты культового авиаперевозчика
(c) Симаков И. В. | Wikipedia
Фактически, одиозный авиаперевозчик в этом году мог бы отметить 100-летие с момента основания.

17 марта 1923 года в Советском Союзе было учреждено акционерное общество «Добролет» — первая советская гражданская авиакомпания. Есть сведения, что идея ее основания принадлежала самому Льву Троцкому, тогда наркому по военным и морским делам. А первую эмблему для воздушного перевозчика нарисовал Александр Родченко, художник-авангардист и «крестный отец» самобытной советской рекламы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под названием «Добролет» компания работала около 9 лет. В начале 1932 года старая организация была упразднена, а на ее месте создана новая, получившая свое современное название «Аэрофлот».

К тому моменту компания уже управляла солидным флотом, который включал самолеты как минимум 9 типов. Среди них был первый отечественный гражданский самолет, кроме того, в СССР собирали по лицензии немецкие машины.

Junkers F.13

Junkers F.13 image
Junkers F.13
(c) Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гуго Юнкерс стал первым авиастроителем мира, кто захотел создать чисто пассажирский самолет. В 1918 году Junkers переработал конструкцию штурмовика J 10, расширив фюзеляж и увеличив толщину крыльев, разместив в них объемные топливные баки. Получился удачный пассажирский самолет с 2 местами для экипажа и 4 для пассажиров.

Junkers W 33

Junkers W 33 image
Junkers W 33
(c) Edward N. Jackson | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Буква W в названии означает Werksflugzeug – «рабочий самолет». Созданный в 1926 году на базе F.13, этот цельнометаллический транспортный самолет поставил несколько мировых рекордов дальности и высоты. W 33 выпускался по лицензии в СССР.

Farmann HF.30

Farmann F.30 image
Farmann F.30
(c) SMU Central University Libraries | Wikipedia

Как минимум 10 допотопных военных бипланов, унаследованных еще со времен Первой мировой войны, в «Добролете» переделали в пассажирские и некоторое время использовали до приобретения более современных самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

de Havilland DH.34

de Havilland DH.34 image
de Havilland DH.34
(c) hi To Ju | Wikipedia

Однажды советская сторона попробовала приобрести английский самолет, но нашим он не понравился. Возможная причина в неудачном выборе – DH.34, как показала история, не отличался безопасностью и больше половины выпущенных экземпляров в разное время разбились.

Dornier Komet

Dornier Komet / Merkur image
Dornier Komet / Merkur
(c) ETH-Bibliothek Zürich, Bildarchiv
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В двадцатых фирма Dornier выпускала целое семейство самолетов, включавшее наземные и гидропланы, с верхним и нижним расположением крыла и разными моторами. Они были популярны в нескольких странах, в том числе у нас. Одна из добролетовских «Комет» носила название «Ц.О. ВКП(б) "Правда"».

АК-1

В 1924 году поднялся в воздух один из первых гражданских самолетов нашей страны, созданный тремя инженерами: В. Александровым, В. Калининым и А. Черемухиным. В честь них он и получил название АК-1 («Александров и Калинин»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
АК-1 фото самолет
АК-1
(c) Vadim Indeikin | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Построенный на средства красных латышских стрелков самолет торжественно передали «Добролету» и определили возить пассажиров и грузы на линии Москва – Нижний Новгород – Казань. Однако он успел совершить всего 11 рейсов: по пассажировместимости он уступал немецким машинам.

Зато он отлично подходил для агитации за развитие отечественного самолетостроения, поэтому позже АК-1 участвовал в перелете Москва-Пекин и совершал демонстрационные полеты.

К-4

К-4 самолет
К-4
(c) Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удачный многоцелевой самолет стал четвертой разработкой конструктора Константина Калинина за время его работы в «Укрвоздухпуть», тогдашнем конкуренте «Аэрофлота» из Харькова. Первые два успеха не имели – перевозчик предпочитал немецкие модели, отработанные и надежные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Четвертый разрабатывался по заказу Российского Общества Красного Креста как санитарный. В нем Калинин реализовал несколько удачных решений, в том числе возможность производства самолета в цельнометаллической и смешанной конструкции с полной взаимозаменяемостью деталей. К-4 служил не только как санитарный, но также пассажирский и аэрофотосъемочный самолет.

К-5

(c) Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К-4 оказался настолько удачным, что даже получил золотую медаль авиашоу в Берлине. На его базе команда Калинина разработала еще более совершенный К-5. По свидетельствам того времени, по комфортабельности и легкости управления этот самолет уже не уступал иностранным моделям.

У-2

У-2 / По-2 самолет
У-2 / По-2
(c) Eugn63 | Wikipedia

Детищу конструктора Николая Поликарпова будет суждено стать самым массовым бипланом в истории. Созданный в 1927 году самолет возил небольшие грузы и 1-2 пассажиров на местных линиях и выпускался аж до 1953 года.