«Летайте Юнкерсами Аэрофлота»: какими были первые самолеты культового авиаперевозчика
17 марта 1923 года в Советском Союзе было учреждено акционерное общество «Добролет» — первая советская гражданская авиакомпания. Есть сведения, что идея ее основания принадлежала самому Льву Троцкому, тогда наркому по военным и морским делам. А первую эмблему для воздушного перевозчика нарисовал Александр Родченко, художник-авангардист и «крестный отец» самобытной советской рекламы.
Под названием «Добролет» компания работала около 9 лет. В начале 1932 года старая организация была упразднена, а на ее месте создана новая, получившая свое современное название «Аэрофлот».
К тому моменту компания уже управляла солидным флотом, который включал самолеты как минимум 9 типов. Среди них был первый отечественный гражданский самолет, кроме того, в СССР собирали по лицензии немецкие машины.
Junkers F.13
Гуго Юнкерс стал первым авиастроителем мира, кто захотел создать чисто пассажирский самолет. В 1918 году Junkers переработал конструкцию штурмовика J 10, расширив фюзеляж и увеличив толщину крыльев, разместив в них объемные топливные баки. Получился удачный пассажирский самолет с 2 местами для экипажа и 4 для пассажиров.
Junkers W 33
Буква W в названии означает Werksflugzeug – «рабочий самолет». Созданный в 1926 году на базе F.13, этот цельнометаллический транспортный самолет поставил несколько мировых рекордов дальности и высоты. W 33 выпускался по лицензии в СССР.
Farmann HF.30
Как минимум 10 допотопных военных бипланов, унаследованных еще со времен Первой мировой войны, в «Добролете» переделали в пассажирские и некоторое время использовали до приобретения более современных самолетов.
de Havilland DH.34
Однажды советская сторона попробовала приобрести английский самолет, но нашим он не понравился. Возможная причина в неудачном выборе – DH.34, как показала история, не отличался безопасностью и больше половины выпущенных экземпляров в разное время разбились.
Dornier Komet
В двадцатых фирма Dornier выпускала целое семейство самолетов, включавшее наземные и гидропланы, с верхним и нижним расположением крыла и разными моторами. Они были популярны в нескольких странах, в том числе у нас. Одна из добролетовских «Комет» носила название «Ц.О. ВКП(б) "Правда"».
АК-1
В 1924 году поднялся в воздух один из первых гражданских самолетов нашей страны, созданный тремя инженерами: В. Александровым, В. Калининым и А. Черемухиным. В честь них он и получил название АК-1 («Александров и Калинин»).
Построенный на средства красных латышских стрелков самолет торжественно передали «Добролету» и определили возить пассажиров и грузы на линии Москва – Нижний Новгород – Казань. Однако он успел совершить всего 11 рейсов: по пассажировместимости он уступал немецким машинам.
Зато он отлично подходил для агитации за развитие отечественного самолетостроения, поэтому позже АК-1 участвовал в перелете Москва-Пекин и совершал демонстрационные полеты.
К-4
Удачный многоцелевой самолет стал четвертой разработкой конструктора Константина Калинина за время его работы в «Укрвоздухпуть», тогдашнем конкуренте «Аэрофлота» из Харькова. Первые два успеха не имели – перевозчик предпочитал немецкие модели, отработанные и надежные.
Четвертый разрабатывался по заказу Российского Общества Красного Креста как санитарный. В нем Калинин реализовал несколько удачных решений, в том числе возможность производства самолета в цельнометаллической и смешанной конструкции с полной взаимозаменяемостью деталей. К-4 служил не только как санитарный, но также пассажирский и аэрофотосъемочный самолет.
К-5
К-4 оказался настолько удачным, что даже получил золотую медаль авиашоу в Берлине. На его базе команда Калинина разработала еще более совершенный К-5. По свидетельствам того времени, по комфортабельности и легкости управления этот самолет уже не уступал иностранным моделям.
У-2
Детищу конструктора Николая Поликарпова будет суждено стать самым массовым бипланом в истории. Созданный в 1927 году самолет возил небольшие грузы и 1-2 пассажиров на местных линиях и выпускался аж до 1953 года.