История женского вождения: как и когда женщины сели за руль

Сегодня вокруг женского вождения существует столько стереотипов и шуток, что кажется, будто за руль женщины сели совсем недавно. На самом деле, сделали они это одновременно с мужчинами и с первых дней проявляли себя в этом деле ничуть не хуже.
История женского вождения: как и когда женщины сели за руль
Courtesy DPL/National Automotive History Collection
Последней страной, разрешившей женщинам водить, была Саудовская Аравия — там запрет сняли только в 2018 году

Несмотря на огромное количество предрассудков, женщины были тесно связаны с автомобилями с момента их появления. Именно они сделали это средство передвижения популярным и в какой-то степени комфортным. Например, ручные и электрические стеклоочистители, первый глушитель — все это изобрели женщины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Берта Бенц — первая женщина за рулем

В 1885 году немецкий инженер Карл Бенц создал первый в мире современный автомобиль. В 1886 он запатентовал его и представил общественности, однако изобретение не пользовалось популярностью. Людей пугал загадочный «безлошадиный экипаж» и за два года у Бенца не нашлось ни одного покупателя.

Первая в истории женщина-водитель Берта Бенц за рулем автомобиля
Первая в истории женщина-водитель Берта Бенц за рулем автомобиля
Mercedes-Benz
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помочь мужу и взять дело в свои руки решила жена инженера — Берта Бенц. Она не только запустила успешную рекламную кампанию машины, но и стала первой женщиной за рулем.

Ранним летним утром 5 августа 1888 года Цецилия разбудила двух своих сыновей, 15-летнего Эгона и 13-летнего Рихарда, и отправилась с ними в путешествие до Пфорцхайма, где жили ее родители.

Сегодня путь в 180 километров между городами можно преодолеть за пару часов, однако в конце XIX века такое путешествие заняло у Цецилии Берты Бенц весь день.

Поездка планировалась в тайне от отца семейства, поэтому трехколесный автомобиль мать с двумя старшими детьми выталкивала со двора вручную. За все время дороги Брета столкнулась с различными поломками, однако умная жена инженера прекрасно знала, как с ними справиться. Так, чтобы заправиться она купила в аптеке лигроин и разбавила его водой из колодца, засорившийся бензопровод почистила булавкой со своей шляпы, а провод зажигания перевязала резинкой от чулочной подвязки, так как тот перетерся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная сложность, которая ждала Берту в пути, была связана с горной местностью. Оказалось, что машина не может самостоятельно ехать на подъем, поэтому нелегкую конструкцию приходилось толкать вручную. После этого, кстати, Карл Бенц прислушался к жене и добавил в свою разработку специальную горную передачу.

После того, как автомобиль подъехал к дому бабушки и дедушки, Цецилия отправила мужу телеграмму, в которой рассказала о своем путешествии. Так 39-летняя жена инженера получила звание первой водительницы в истории. Кроме этого, Берта достигла своей изначальной цели — спрос на автомобили появился сразу же после того, как информация о ее поездке распространилась в газетах. Уже осенью 1888 года у Карла Бенца нашелся первый оптовый покупатель.

Сейчас дорога между Мангеймом и Пфорцхаймом, по которой проехала Берта Бенц, — туристическая трасса, названная ее именем

Известные женщины-пионеры за рулем

  • Элис Хайлер Рэмси — первая женщина-водитель, пересекшая Соединенные Штаты
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1909 году Элис Рэмси стала первой женщиной за рулем, которой удалось пересечь США от океана до океана на своем ярко-красном родстере Maxwell. На момент грандиозного путешествия девушке было всего 23 года. Водить машину она начала в 22 и с легкостью обрела навыки управления автомобилем всего за пару уроков. Путешествовала Элис вместе с тремя подругами, однако ни одна из них не умела водить машину. Кроме того, девушки прокладывали свой маршрут практически без карт — спрашивали дорогу у местных жителей и ориентировались по указателям. Лишь небольшой участок пути, который преодолела Элис Рэмси со спутницами был асфальтирован — большую часть составляло бездорожье.

«Хорошее вождение не имеет ничего общего с полом. Все это выше воротничка»
Элис Рэмси
Элис Рэмси и ее попутчицы: Маргарет Этвуд, Нетти Пауэлл и Эрмин Джанс
Элис Рэмси и ее попутчицы: Маргарет Этвуд, Нетти Пауэлл и Эрмин Джанс
National Automotive History Collection / Detroit Public Library
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Энн Рейнсфорд Френч Буш — первая женщина в Америке, получившая водительские права

Лицензию на управление четырехколесным транспортным средством женщина получила в 1900 году. Историки рассказывают, что она была очень даже аккуратным и профессиональным водителем — спустя 52 года активных поездок на ее машине не обнаружили ни одной вмятины.

  • Камилла дю Гаст — первая известная женщина-автогонщик

В 1900 году Камилла дю Гаст тоже получила водительское удостоверение, а после — купила себе машины Peugeot и Panhard. Кроме того, дю Гаст была первой женщиной, официально вступившей в клуб автолюбителей Франции. В 1901 году она показала свое водительское мастерство во время автогонки Париж-Берлин — женщина опередила 89 участников из 122.

  • Уильма Расси — первая женщина-таксист

Чем доступнее и удобнее становились автомобили, тем сильнее они привлекали женщин. Однако, если большинство из них были автолюбительницами или гонщицами, Уильма Расси решила сделать вождение своей профессией и способом заработка. Так, в 1915 году она стала первой известной женщиной-таксистом.

«Автомобильный бизнес почти в одночасье стал женским бизнесом с женским рынком сбыта. Всего несколько лет назад счет женщин-водителей шел на сотни, теперь же — на миллионы»
журнал Motor, 1927 год

Как зарождалось женское вождение в России

В Россию первые автомобили пришли в конце XIX века и сразу вызывали восторг у женщин. В этот же момент в стране начали появляться первые женщины-автолюбительницы. В начале XX века в Санкт-Петербурге был основан первый женский автомобильный клуб «Самоходки». Его главной задачей было — обучить женщин вождению и подарить им чувство уверенности за рулем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первыми известными отечественными женщинами-водителями были Наталия Барышникова, Екатерина Трубецкая и Вера Засулич. В 1910 году девушки сдали сложные теоретические и практические экзамены, обзавелись собственными машинами и даже стали участвовать в автогонках.

Однако радость женщин-водителей была недолгой, поэтому первые запреты не заставили себя ждать. Так, в 1912 году было принято законодательство, запрещающее женщинам водить автомобиль без разрешения мужчины-супруга или брата. Такие меры объяснялись идеологическими соображениями.

Позже, с приходом советской власти, женщины вновь обрели право получать водительскую лицензию и управлять автомобилем самостоятельно. Однако существовали определенные ограничения, например, женщина-водитель до определенного возраста должна была не иметь детей, а ее муж не должен был быть способен к управлению автомобилем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако женщины ухищрались обходить эти запреты, получали права и овладевали навыками управления автомобилей ничуть не хуже мужчин. Позже профессия водителя для женщин стала популяризироваться. Так, к 1935 году в Москве число женщин-автолюбительниц уже достигло полутора тысяч, а в 1936 году состоялся первый женский автопробег, в котором приняли участие 45 женщин, возрастом от 20 до 35 лет.

Участницы московского автопробега 1936 года
Участницы московского автопробега 1936 года
История автомобиля в России, А. Д. Рубец

С годами женщины-водители все больше становились неотъемлемыми участницами автомобильной жизни Союза. В 1960-е годы в стране был создан женский автомобильный клуб «Роза», в который вступили автолюбительницы.