Золотая лихорадка: кто и почему охотится за старой электроникой
«Вплоть до нулевых золото и серебро были почти во всех платах», — вспоминает Дмитрий Грузинов, директор компании «Автотехнологии» и мой добрый знакомый. В девяностые годы он был в числе создателей культовых российских сигнализаций «Гранит» и «Катюша», поэтому с электроникой работал много.
Золото и серебро содержали ножки контактов, кинескопы телевизоров и другие радиоприборы. В керамических конденсаторах содержался палладий. В техническом паспорте прибора содержание дорогих металлов указывалось. Например, один ламповый телевизор мог содержать до 17 грамм золота и 75 грамм серебра.
«Основные достоинства — неокисляемость, хорошая электропроводность, — говорит он. — Их использование снижало потери мощности, повышало быстродействие».
Как охотились и сдавали
Начиная с девяностых годов, торговля электронным хламом стала легальной. Начал быстро расти спрос. Пик этой охоты пришелся на это десятилетие. Кто бывал в это время на радиорынках нашей страны, хорошо помнят, как скупщики соревновались за право забрать товар и цены постоянно росли. За 1 кг конденсаторов на Митинском, самом большом радиорынке России, в начале 1990-х за 1 кило конденсаторов давали 15 у. е. (во времена суперинфляции цены было принято мерить условными единицами, приравненными к американскому доллару), а в 2000-м уже 3700 у. е. «Очень многие в Зеленограде — советской "Силиконовой долине", — подрабатывали таким образом», — вспоминает Грузинов.
Принимали радиоэлементы на вес, проверяя по внешнему виду — форма, цвет, маркировка. Эта практика порождала своеобразные аферы. «Один умелец отлил из свинца несколько десятков килограмм фальшивых конденсаторов из свинца, припаял ножки, покрасил и поставил маркировку, — говорит он. — И в один день в нескольких точках продал несколько килограмм на десятки тысяч долларов».
Почему иссяк электронный Эльдорадо
Сейчас драгметаллы используются только в высокоточных и сверхнадежных устройствах для космоса, оборонной промышленности и подобных вещей, говорит Дмитрий.
В обычной электронике же их практически нет. Лишь изредка используют и танталовые конденсаторы: «Все производители массовых продуктов стараются удешевлять свои продукты, рынок требует низкой себестоимости».
Поэтому появились новые технологии, заменяющие золото, палладий и серебро. Так ушли в прошлое позолоченные ножки микросхем. Сейчас большинство элементов предназначены для поверхностного монтажа и выводных ножек не имеют, а кончики элементов сразу покрыты припоем для последующей пайки роботами.
«И в нашей продукции совершенно не используются драгметаллы, так как мы выпускаем продукцию для массового пользователя и должны конкурировать по цене с рынком», — сказал собеседник.
А советские микросхемы и прочие радиодетали и сейчас можно сдать. Только искать их стало гораздо труднее — практически вся ненужная электроника уже ушла в утиль. Так и закончилась золотая лихорадка. Или силиконовая?