В России введут систему учёта интернет-контента
Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на информацию от сотрудников нескольких государственных ведомств, чиновники уже консультировались по этому вопросу с несколькими крупнейшими российскими медиакомпаниями. Концепция интернет-учёта на сегодняшний день только обсуждается, а у чиновников есть разные идеи о том, как может работать такая система и какие данные ей нужно собирать. В качестве аналогов они приводят систему измерений ТВ-аудитории, которой пользуются все российские телеканалы, и госсистему учета кинобилетов (ЕАИС), в которую кинотеатры обязаны передавать данные по каждому киносеансу.
При размещении баннеров и роликов в сети рекламодатели вынуждены пользоваться данными самих площадок или специальных интернет-счётчиков, прежде всего «Яндекса» и Google. Онлайн-площадки неохотно публикуют детальную информацию о своих пользователях, поскольку такие данные позволяют лучше таргетировать рекламу по интересам пользователей, их месту жительства, доходу и прочему. Чем больше у онлайн-площадки собственных данных о потенциальном покупателе товара, тем дороже продавец этого товара готов заплатить за контакт с ним. Интернет-компании неохотно предоставляют третьим лицам доступ к данным еще и потому, что опасаются утечек персональной информации и недобросовестного её использования.
Чиновников это не устраивает по нескольким причинам. Универсальная и прозрачная система оценки интернет-аудитории необходима как рекламодателям, так и производителям контента, уверен замминистра связи Алексей Волин: «Это необходимое условие развития индустрии». Рекламодатели страдают из-за того, что в интернете им приходится иметь дело с разрозненными данными, соглашается руководитель Роскомнадзора Александр Жаров: «И это непроверяемые, толком не аудируемые данные. Рекламодателям приходится верить на слово онлайн-площадкам, что они на самом деле открутили те самые купленные сотни тысяч показов баннера».
Госсистема интернет-учёта предназначена прежде всего для учёта показов российского профессионального видеоконтента, то есть в первую очередь сериалов и шоу отечественных телеканалов. Минкультуры уже разрабатывает систему учёта онлайн-показов отечественных фильмов и, возможно, сериалов, а в Госдуму внесен проект о единой системе онлайн-трансляции телеканалов. Ещё одна возможная задача такого государственного интернет-счётчика – мониторинг показов интернет-рекламы для целей налогообложения, поскольку ФНС заинтересована в сборе данных о рекламных доходах интернет-компаний, в том числе иностранных интернет-холдингов.
Наконец, сбор данных по интернет-аудитории призван решить управленческие задачи самого государства, которое хочет понимать, какой контент смотрят его граждане в сети, какие интернет-площадки оказывают наибольшее влияние на общественное мнение и так далее. К примеру, администрация президента РФ пыталась собрать данные по онлайн-просмотрам прямой линии Владимира Путина в июне 2019 года, но оценить аудиторию не получилось ввиду отсутствия объективных средств контроля. Скорее всего, организацией сбора данных для системы интернет-учёта займётся всё та же компания Mediascope.