Радиоуправляемые грузовики, которые не отличить от настоящих
Проще поверить в аномальный рост травы вследствие внезапно повысившегося радиационного фона, чем предположить, что грузовик на фото ненастоящий. Просмотр видео только усугубил ситуацию: вот взревел стартер, и от могучего дыхания гигантского Peterbilt Knight Hauler завибрировали подножки. Вспыхивают ксеноновые фары, и под шипение стравливаемого из пневматических тормозов воздуха и приглушенный хруст коробки передач тягач плавно дает задний ход. Автомобиль степенно воссоединяется с рефрижератором, срабатывает автоматическая система сцепки, телескопические ноги полуприцепа поднимаются. Вежливо мигнув поворотником, автопоезд покидает парковку. Бескомпромиссный реализм модели не дает ни малейших шансов усомниться в том, что грузовик на видео настоящий.
Радиоуправляемые грузовики масштаба 1/14 — это особая каста в автомодельном мире. От всех остальных игрушек с дистанционным управлением их отделяет как минимум цена: выложить сумму от 40 000 руб. до бесконечности за машинку с пультом могут позволить себе только истинные фанаты этого хобби. Такие машины не покупают «на пробу». Их владельцы могут до бесконечности совершенствовать конструкцию, не жалея времени и средств. Среди московских моделистов ходят легенды о маньяке, который встроил в полуприцеп настоящий холодильник и возит в нем бутылочку пива. «ПМ» об этих серьезных игрушках для взрослых рассказал Андрей Ковыров — транспортник со стажем, специалист по безопасности движения московского метрополитена и счастливый обладатель целого парка радиоуправляемых моделей грузовиков.
Отверточная сборка
«Самое интересное в этом хобби — даже не сама игра, а сборка машины, — говорит Андрей, доставая с полки еще не открытую коробку с базовым комплектом Tamiya Knight Hauler.- Желание погружаться в этот процесс снова и снова заставляет меня покупать новые модели». Заглянув в коробку, мы видим в ней россыпь мельчайших деталей: шестерни трехступенчатой коробки передач, пружины подвески, тяги рулевого механизма, кузовные панели, подножки — все это существует в виде отдельных частей. Большинство радиоуправляемых моделей продаются в сборе или в почти готовом виде: остается установить лишь двигатель и систему радиоуправления. Грузовик 1/14 — это настоящий конструктор. Все детали соединяются на винтах, машину можно разобрать и собрать бесконечное количество раз.
«Процесс сборки модели занимает примерно 20 часов, — говорит Андрей. — Это очень приятное занятие. Детали изготовлены точно и идеально подогнаны друг к другу». Работа с грузовиком исключительно познавательна: все его узлы и механизмы выполнены по образу и подобию настоящих. Моделисту предстоит своими руками собрать рессорную подвеску с амортизаторами, рулевой механизм, дифференциал и трехступенчатую кулачковую коробку передач, переключаемую сервоприводом. Всего в модели устанавливается три сервомотора — один поворачивает управляемые колеса, второй меняет передачи, а третий управляет с цепным устройством седельного тягача.
Базовый комплект грузовика в масштабе 1/14 стоит в среднем 15 000 руб., в зависимости от модели. Он включает шасси, кузов, управляющие сервоприводы и электродвигатель. Получившийся тягач без прицепа может достигать в длину полуметра и весить до 3 кг. К базовому комплекту необходимо докупить радиоуправление — многофункциональный пульт и приемник. Используются самые обычные комплекты для авто- и авиамоделей. Радиоаппаратура может стоить от 5 000 руб. за простой четырехканальный комплект до 25 000 за мощный 9-канальный пульт. По идее базовый комплект с радиоаппаратурой уже может ездить, и с ним уже можно начинать играть. На самом деле на этом этапе все только начинается.
Модуль жизни
Если сердце радиоуправляемого грузовика — это мощный электродвигатель, то душа его — это, безусловно, многофункциональный блок световых и звуковых эффектов. Именно этот комплект аппаратуры способен вдохнуть в пластмассовую модель реализм настоящей жизни. Прежде всего, блок озвучивает работу всех механизмов грузовика. Это он заставляет двигатель заводиться, прогреваться и делать перегазовки при переключениях, поднимает обороты с набором скорости, «шипит» сжатым воздухом из пневматики, хрустит коробкой передач и, наконец, гудит могучим клаксоном. Для каждой модели грузовика продается свой блок эффектов: ведь современная Scania и старый капотный Peterbilt не могут звучать одинаково. Чтобы двигатель звучал еще более реалистично, на динамик надевается коробка-резонатор особой формы, которая прячется в кузове модели.
Тот же самый блок отвечает и за управление светотехникой: ведь настоящий грузовик не может обойтись без фар, габаритных огней, стоп-сигналов, указателей поворота. Кстати, когда включается поворотник, звуковой модуль имитирует даже щелканье реле. В комплект блока эффектов входит электродвигатель, который заставляет подножки, бамперы и всю кабину дрожать при заведенном двигателе. Вот что делает машину по-настоящему реалистичной! Блок эффектов — это самая дорогая часть модели, дороже базового комплекта, но оно того стоит.
С прицепом и блоком эффектов грузовик можно смело снимать в кино и быть уверенным, что зритель ничего не заподозрит. Однако для истинно увлеченного моделиста даже на этом этапе работа над машиной не заканчивается.
Вечный конструктор
Настоящие дальнобойщики любят подвергать свои машины индивидуальному тюнингу. И моделисты от них не отстают. Tamiya и другие производители предлагают для грузовиков в масштабе 1/14 самые разные аксессуары. Алюминиевые диски для тягача и прицепов? Пожалуйста! Металлический кенгурятник — сколько угодно! Обтекатель на крышу — у вас хороший вкус! Помимо внешних атрибутов доступен и более глубокий технический тюнинг. Можно установить более мощный электродвигатель, заменить колесные втулки качественными подшипниками, а пружинные амортизаторы — масляными. Некоторые компании предлагают миниатюрные гидравлические помпы и гидроцилиндры, управляемые с помощью сервоприводов, которые можно размещать на модели. С применением гидравлического оборудования можно построить радиоуправляемый самосвал или автокран.
Андрей Ковыров, как правило, не останавливается даже на установке заводского тюнинга, предпочитая делать свой, оригинальный. Коллеги из метрополитена как-то продемонстрировали ему новый автомобиль аварийной службы на базе Mercedes. Андрей сфотографировал машину, а через некоторое время прислал коллегам фотографию собственной модели в масштабе 1/14. Ответ последовал примерно такой: «Спасибо, отличные получились фотографии. Только откуда у нас трава такая высокая?» Андрей установил на базовую модель Mercedes спецсигналы из светодиодов, полностью скопировал цветовую схему, надписи на борту, даже номерные знаки. На фото автомобиль практически невозможно отличить от реального прототипа.
Непременный атрибут серьезного магистрального тягача — роскошная жилая кабина, в которой водитель-дальнобойщик проводит большую часть своей жизни. Для моделей Tamiya доступны различные варианты интерьеров. Однако в моделях Андрея стекла всегда «затонированы в ноль» — закрашены изнутри черной краской. Делает он так потому, что внутри кузова зачастую не хватает места для многочисленного дополнительного оборудования. В кабине одной из своих «Сканий» Андрей разместил дистанционную видеокамеру. Теперь он может управлять автомобилем, не имея его в прямой видимости, в радиусе 100 м, как в шпионских фильмах.
Когда Андрей вместе с отцом и коллегой выводят три ревущих автопоезда на прогулку, это зрелище никого не оставляет равнодушным. Чувство контроля над огромной машиной, увлекательный творческий процесс модернизации, восторженные взгляды зрителей и, изредка, жалобы от местных старушек, что ревущие тягачи мешают внукам спать, — вот что заставляет Андрея собирать эти машины снова и снова. После того как он подарил пару автомобилей друзьям, в его парке остались два грузовика Scania, два Peterbilt, Volvo и любимый метрополитеновский Mercedes.