Как в танке: Боевой робот МЧС
В вестернах хорошие парни так демонстрируют чудеса стрелкового искусства — поражают цель, стоя к ней спиной. Они берут ее на мушку своего Смит-Вессона, глядя в зеркальце. Пожалуй, еще сложнее стать снайпером, передоверив оружие боевому роботу, находящемуся за сотни метров. Придется целиться через экран монитора, а чтобы выстрелить — щелкнуть тумблером на пульте дистанционного управления.
Овал или треугольник
Увы! Не сбылась мечта. Хотя «проживающий» в эмчеэсовском Центре по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» мобильный робототехнический комплекс МРК-25УТ в принципе может расстреливать неопознанные взрывоопасные предметы, к нашему приезду в его механическую руку оружия не вложили.
Начальник группы разведки Андрей Пешехонов, допустивший меня к посту дистанционного управления — двухколесной вертикальной тележке с утыканным многочисленными тумблерами пультом и двумя мониторами, признался, что примерно за год службы в центре и ему стрелять не довелось. А его командир — начальник управления Владимир Дикий объяснил, что самодельными взрывными устройствами занимаются коллеги из подразделения ФСБ. Это их роботы, в том числе «братья» и «сестры» МРК-25, созданные в специальном конструкторско-технологическом бюро прикладной робототехники МГТУ им. Баумана, вооружены и могут при необходимости расстрелять подозрительный предмет из закрепленной на «руке"манипуляторе винтовки. Роботам из центра МЧС чаще приходится работать с радиоактивными предметами или штатными минами.
Когда пострелять не удалось, мы разочарованно вздохнули и, чтобы попробовать робот в деле, потащили из ангара, в котором «малыш» МРК-25 терялся на фоне эмчеэсовских «КамАЗов» и автобусов, тяжеленный оранжевый взрывозащитный контейнер. Это в его мягкое нутро, осторожно ухватив «рукой», бросает робот мину. Потом закручивает крышку, ставит контейнер на специальную тележку и увозит в безопасное место.
Для начала я пощелкал тумблерами изменения геометрии гусеничного обвода. Высоко задрав каток, одна гусеница превратилась из овала в треугольник, потом — другая. Так робот обычно готовится штурмовать лестницу или преодолевать препятствия. Я отжал тумблер хода, чтобы послать машину вперед, и робот стал... пятиться.
Шиворот-навыворот
Казалось бы, логичней, чтоб для движения вперед «джойстик» нужно было отжать, а для движения назад — потянуть на себя. Тут все было наоборот. Андрей Пешехонов не смог объяснить, почему так устроено, сказав только, что он «привык».
Семейство роботов МРК-25 применяется для ликвидации последствий радиационных и химических аварий, а также для пиротехнических работ.
Их предшественник, названный «Кузнечиком», прошел боевое крещение в июне 1997 года в расположенной в Арзамасе-16 (ныне Саров) лаборатории Института экспериментальной физики (ВНИИЭФ). Из-за нарушения регламента работ там произошла самопроизвольная цепная реакция. Ситуация осложнялась тем, что рядом находились контейнеры с радиоактивными материалами.
«Кузнечик» был тогда экспериментальной машиной, но его привлекли к ликвидации аварии наравне с немецким MV-4 и ирландскими HOBO и Rascal. «Немец» принадлежал ВНИИЭФ, а «ирландцы» — взрывотехникам ФСБ.
МРК-25 первым пошел в зону жесткой радиации и вытащил контейнеры, а затем эвакуировал MV-4, который после выполнения задачи застрял, намотав на гусеницу собственный кабель и технологический шланг. «Кузнечик» еще несколько раз ходил в зону, а поскольку спасатели опасались возникновения пожара, таскал на себе еще и пожарные шланги.
Рука на гусеницах
«Кузнечик» был первым. На его основе разработано уже несколько мобильных роботов для ликвидации последствий химических и радиационных аварий. Сегодня бюро МГТУ занимается разработкой нового семейства роботов — МРК-27. А «двадцатьпятка» служит в МЧС и ФСБ.
Ее ходовая часть выполнена как гусеничное шасси с изменяемой геометрией обвода. Она состоит из ведущих мотор-звездочек, полиуретановых гусениц, балансирных тележек опорных катков, механизмов изменения геометрии обвода и сварного (из алюминиевого сплава) пылевлагонепроницаемого корпуса. В нем находятся аккумуляторные батареи и блоки системы управления. Снаружи закреплены элементы шасси и технологическое оборудование.
У манипулятора МРС-25 пять степеней подвижности: весь он может вращаться вокруг вертикальной оси; его плечо и «предплечье» способны «качаться», а «рука» — вращаться и сжиматься.
Все механизмы робота электромеханического типа с двигателями постоянного тока. Управлять им можно как с помощью радиосигнала, так и по кабелю (если, к примеру, взрывной механизм радиоуправляемый и надо создать режим помех).
Стальной армрестлинг
«Двадцатьпятка», жужжа, выкатилась из ворот ангара. Казалось, она на секунду зажмурилась от мартовского солнца (напомню, что журнал готовится за три месяца до выхода) и стала осматриваться. После сумерек ангара мои глаза не сразу привыкли к свету и с трудом различали картинку на мониторе.
Мы приготовили для робота «объект» — консервную банку, которую прикопали в подтаявший у стены сугроб. Упершись поднятыми гусеницами в склон, МРК подтянулся повыше, разогнул «локоть» и потянулся «рукой» к банке. С вытянутой «рукой» он напоминал шипящего гуся. Наверное, поэтому, когда он схватил банку, захотелось похулиганить и сжать ее посильнее. Стенки банки прямо на глазах стали приминаться.
«Рука» повернулась, поднесла банку к горловине контейнера и разжалась, бросив «объект» в мягкое безопасное нутро. Вся наша «операция» заняла несколько минут. Гораздо меньше, чем работа, которую МРК-25УТ выполнял в 2000 году в Грозном, когда собирал на местных предприятиях брошенные радиоактивные детали.
В прошлом году после завершения совместных учений Barents Rescue в Швеции, где отрабатывалось взаимодействие в спасательных операциях на атомных станциях, робот российских спасателей сервировал водкой и бутербродами с икрой стол для шведского министра обороны. Наполнил стакан, подал бутерброд... Снимки обошли все скандинавские газеты.