Электрогидрофойл: первая доска на подводных крыльях с... автопилотом

В середине 2010-х на Карибах появился самый крутой экстремальный спортивный снаряд XXI века – гидрофойл, доска на подводных крыльях для серфинга. На таких досках по морю рассекали опытные кайт- и виндсерферы. Полет над поверхностью воды на подводных крыльях дарит невероятные ощущения, это вам подтвердит любой, кто пробовал.
Электрогидрофойл: первая доска на подводных крыльях с... автопилотом

Шесть Лет назад Артем Янай проводил время на Карибских островах, работая шкипером на чартерных парусных яхтах, а заодно обучая туристов кайтсерфингу – он вырос в Израиле совсем недалеко от Средиземного моря и с детства занимался водными видами спорта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У гидрофойла есть серьезный недостаток: научиться им управлять очень сложно. Даже опытным кайтсерферам, проводящим отпуск на островах, 7–10 дней для его освоения не хватало – что уж говорить о новичках. Глядя на мучения своих клиентов, Артем задумался, как можно технологически решить эту проблему – сделать освоение гидрофойла настолько простым, чтобы встать на доску сумела даже мама, никогда не занимавшаяся экстремальными видами спорта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вернувшись в 2017 году в Израиль, Артем вместе со своим другом Ассафом основал компанию Level и приступил к постройке прототипов самостабилизированной электрической доски на подводных крыльях. В этом Янаю помог опыт службы в израильской армии, где он занимался сложными системами. Начинали с небольших полуметровых прототипов (обычная доска достигает 1,5 м), управляемых по радиосвязи, как радиомодели.

Подводный самолет

Схема Level Foil напоминает хвостовой стабилизатор самолета с рулем высоты и рулем направления, который для большей эффективности работает в потоке воды от электромотора. Руль направления выполняет две функции: меняет направление и активно корректирует крен. Руль высоты соответственно отвечает за поддержание оптимальной высоты над водной поверхностью: полет ограничен узким рабочим коридором. На борту стоят датчики аэрокосмического класса, интегрированные в бортовой компьютер, который корректирует положение гидрофойла 400 раз в секунду. Ключевой компонент системы – активный датчик высоты, специально сконструированный для суровых условий морской среды и расположенный в носовой части серфа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доска легко настраивается при помощи простого мобильного приложения, в котором можно задать вес и уровень подготовки пользователя, максимальную скорость, высоту полета, проконтролировать заряд батареи, а также поделиться своими треками с друзьями. Система легко разбирается на части для удобства перевозки. Для новичков даже предусмотрен съемный надувной шарнирный руль. Ну а управление интуитивно понятно для всех, кто хоть раз катался на серфе, скейтборде или сноуборде: наклон вперед – ускорение, назад – торможение, вбок – поворот. Для взлета достаточно ногой сдвинуть кнопку на палубе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Чем-то это напоминает управление сигвеем, – говорит Артем, – только ускорения у нас более плавные, чтобы человеку было проще держать равновесие». Кстати, мечту он исполнил – пригласил испытать первый полноразмерный прототип свою маму, которой на тот момент было больше 60 лет – и никакого опыта серфинга. «Она смогла полететь на этой штуке за считаные секунды!» – с восторгом вспоминает Янай. Встроенная система стабилизации позволяет кататься на доске не только людям, но даже животным, – это видно в роликах компании. А уж видео, где гидрофойл летит на подводных крыльях над водой вообще без пассажиров, просто завораживает.

Для обычных людей

Поработавший в сфере туризма Артем четко видит главных пользователей своего стабилизированного гидрофойла. Вряд ли эта штука заинтересует продвинутых спортсменов: они в большей вероятностью предпочтут за две-три недели освоить обычный гидрофойл, чтобы потом рассекать на нем под парусом. Да и не так уж много подобных энтузиастов. «Но мы верим, что миллионы обычных людей, таких как моя мама, готовы попробовать полетать на подводных крыльях один или два раза в жизни ради незабываемых впечатлений, – говорит Артем. – Это как прыжки с парашютом в паре с инструктором или интродайв: мало кто покупает реальное оборудование, большинству нужны просто новые ощущения. Они едут куда-то, платят 100 или 200 долл. и ныряют с акулами. Для этого не требуется ни опыт, ни лицензии. Наш сегмент рынка – те, кто хочет получить разовый опыт».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без мотора

«А можно сделать стабилизированный гидрофойл, но без мотора и винтов, чтобы облегчить освоение полета на подводных крыльях начинающим кайтерам?» – спрашиваю я, вспоминая свои летние мучения с фойлами. «Можно, и довольно легко, – отвечает Артем, – но это не наш приоритетный рынок. Когда компания станет более устойчивой, мы посмотрим и на этот мелкий сегмент. Скорее всего, наша технология появится на гидроциклах, но они наверняка будут сильно отличаться от классических».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, эта идея пришла в голову не только мне. Например, небольшая компания Taaroa Hydrofoil, выпускающая гидрофойлы, придумала модель iUP. Для ее движения нужен ветер, и сейчас ее испытывают с крылом-вингом. Принцип работы iUP отличается от разработки Артема: для управления используются подвижные законцовки основного крыла – по аналогии с самолетными закрылками. Как и в самолете, при взлете закрылки выпускаются, увеличивая подъемную силу, как это было бы с крылом, на 80% большей площади. А после взлета и набора скорости убираются, увеличивая конечную скорость. Также закрылки служат для стабилизации, помогая поддерживать баланс не очень опытным спортсменам. «С помощью iUP я вышел на новый уровень катания, который прежде казался недостижимым, – описывает свои ощущения от теста вингфойлер Даниэль. – Я смог уверенно и без опасности развить скорость в 25 узлов, на что не осмелился бы с классическим подводным крылом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И когда же?

Сейчас описанные устройства находятся на этапе испытания прототипов, поэтому ждать их стоит не ранее следующего лета. Цена обычных электрогидрофойлов, например Jetfoiler из Сан-Франциско, которые и сейчас считаются экзотикой, не опускается ниже 12 тыс. долл. Исходя из этого можно прикинуть, сколько будет стоить Level Foil. iUP, судя по всему, окажется дороже обычных фойлов на несколько тысяч долларов, примерно в полцены от электрических конкурентов. С другой стороны, электрогидрофойлам не нужны ни волны, ни ветер – кто катается на кайтах, виндсерфах или серфах меня поймут. А Level Foil и покупать не надо – достаточно взять в аренду и гарантированно получить свой кусочек счастья. Осталось только немного подождать.