180 тысяч анекдотов и перевод денег за 3 секунды: виртуальным ассистентам Салют исполнился год
За этот год Сбер, Афина и Джой значительно расширили свои способности. И в честь важной даты их создатель – компания SberDevices – обучила ассистентов новым навыкам и снабдила очень любопытной статистикой. Достаточно произнести кодовую фразу «Салют, с днем рождения!», и вы сможете узнать, как часто ассистенты помогали по дому, запускали новости и рассказывали анекдоты, сколько раз слышали от нас «спасибо» и «люблю тебя». Много нового можно будет узнать и о нас самих: сколько минут мы слушали песни, сколько дней смотрели мультфильмы и сколько попкорна съели.
ИИ с характером и эмоциями
У каждого из ассистентов Салют свой характер и свои сильные стороны. Интеллигентный Сбер порадует мягким чувством юмора. Собранная Афина со спокойным профессионализмом решит деловые вопросы. Бодрая Джой согреет оптимизмом.
Чем больше помощники с нами общались, тем больше развивались. Теперь они гораздо лучше понимают нас и нередко комментируют наши запросы. Диалоги с ними стали более живыми. К примеру, если во время грозы спросить о погоде, помощники озвучат прогноз и посоветуют не выходить из дома в ближайшее время. На Новый год они дарили подарки, в День Победы рассказывали историю первого победного салюта, в День защиты детей обучали правилам безопасности в интернете. Весной Сбер, Афина и Джой под кураторством экспертов Третьяковской галереи водили экскурсию по выставке и отвечали на вопросы об эпохе романтизма. Ассистенты многого добились. Афина – как самая деловая – побывала на Петербургском международном экономическом форуме, где поучаствовала в сессии об искусственном интеллекте. Кроме того, она даже задала вопрос Президенту России на конференции AI Journey 2020. А бодрая Джой ведет шоу на «СберПрайм ТВ».
Помощники по жизни
Включить фильм, музыку или новости, найти тренировку, запустить игру – Сбер, Афина и Джой умеют не только развлекать анекдотами и помогать в финансовых вопросах.
И вот тут статистика, конечно, поражает. За прошедший год пользователи посмотрели 67 тысяч новостных роликов. Больше 22 тысяч человек попросили ассистентов включить фильм «Пальма».
Приятным дополнением стала функция Layer. С помощью компьютерного зрения она находит и определяет в кадре актеров, объекты и локации в 30 тысячах видео. И всё это под любимые снеки, которые были заказаны в сервисе доставки «Самокат»! В самом начале Сбер, Афина и Джой умели работать лишь с парой десятков товаров из «Самоката», а сейчас ассистентов подключили к доставке 815 тысяч товаров из каталога «СберМаркета». Заказать их теперь можно в 150 городах по всей России. Когда будете заказывать, не забудьте хлеб и молоко! Как показывает статистика, это самые популярные товары – они есть почти в каждом шестом заказе.
Новые навыки появились у виртуальных помощников и в сфере музыки. Они научились распознавать играющие рядом мелодии и находить их авторов и название.
Чаще всего пользователи искали так песню Cassette «My way». А вот самым популярным треком по запросам слушателей оказалась «Ягода малинка» Хабиба.
Ассистенты Салют могут быть и личными консьержами: они умеют бронировать столики в кафе, записывать в больницу и парикмахерскую. За этот год география сервиса увеличилась в 13 раз: с 4 до 53 регионов.
Виртуальные помощники подружились и с роботом Максом с портала Госуслуг. Особую популярность эта функция обрела в начале лета, когда пользователи просили ассистентов открыть страницу с QR-кодом, который свидетельствовал о проведенной вакцинации, перенесенном COVID-19 или ПЦР-тесте. В 72% случаев к Максу обращались именно за этим.
И для взрослых, и для детей
Как показывает статистика, с виртуальными помощниками стало проще быть любопытными. Ежедневно Сбер, Афина и Джой отвечают в среднем на 10 тысяч вопросов обо всем на свете. К счастью, их база знаний за год значительно увеличилась, и сегодня они могут отвечать на вопросы о самом разном: от космоса и химии до литературы и кино.
Чаще всего им пришлось отвечать на вопрос «Почему Солнце такое горячее?».
Виртуальных помощников научили работать и с самыми главными почемучками на планете – с детьми. Конечно, Сбер, Афина и Джой не позволяют маленьким пользователям руководить финансами родителей и не пускают их к контенту 18+, зато развлекают страницами из интерактивной энциклопедии об окружающем мире и десятками детских приложений, среди которых даже есть приложения с дополненной реальностью. И приятно, и полезно!
Больше контакта
Расширение линейки «умных» устройств Sber (например, SberBox Top) и появление телевизоров под управлением ОС «Салют ТВ» значительно расширило способности помощников. Теперь с ними можно общаться не только голосом через приложения, но и касаниями, жестами, а также с помощью пульта. Ассистенты 226 тысяч раз помогли по дому, рассказали 180 тысяч анекдотов и отреагировали на 1,2 миллиона жестов.
Самым популярным жестом оказался палец вверх. Так пользователи ставили лайк понравившимся песням.
Личный финансовый советник
Главная «суперспособность» ассистентов Салют кроется в их доступе к мобильному приложению «СберБанк Онлайн». Сбер, Афина и Джой отвечают на вопросы о счете, обменивают валюту, анализируют доходы и расходы и ищут в них любопытные закономерности, а также помогают определиться со страхованием и инвестициями.
Переводы денег через голосовую команду быстро набрали популярность среди пользователей: за год ассистенты помогли перевести 9 миллиардов рублей. Это, действительно, быстрее альтернативных вариантов.
Самый быстрый перевод – от произнесения просьбы до поступления средств – происходит всего за 3 секунды!
А вот за умение работать с инвестициями ассистентов Салют отметили на премии FINAWARD-2021. Их помощь не ограничивается простыми ответами на вопросы вроде того, что такое паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Сбер, Афина и Джой полноценно консультируют, рассказывая о том, на каких условиях можно вложиться в разные ПИФы в Сбере. Они даже могут помочь оформить наиболее популярные готовые инвестиционные решения. Таким образом было открыто уже более 1800 брокерских счетов.
В среднем ассистенты Салют в месяц отвечают на 50 тысяч запросов от инвесторов. Рекорд был поставлен в июне, когда помощники ответили более чем на 100 тысяч вопросов о фондовом рынке и брокерских услугах СберБанка.
Больше навыков
Новым навыкам Сбер, Афина и Джой обучаются через смартапы – специальные приложения, разработкой которых занимаются не только команды Сбера, но и независимые разработчики. Сегодня количество смартапов перевалило за 800.
Все необходимые для создания приложений инструменты доступны независимым разработчикам через платформу SmartMarket. Теперь это единая точка доступа ко всем технологиями Сбера. Там доступны PaaS-сервисы Platform V, сервисы SberCloud, технологии SberDevices, модели машинного обучения и многое другое.
За прошедший год Сбер, Афина и Джой стали незаменимыми помощниками. Мы несколько миллионов раз сказали им «спасибо» и десятки тысяч раз признались им в любви. А теперь хотим искренне поздравить. Салют, с днем рождения!
Рекордсменом остается мультсериал «Маша и Медведь». Если сложить всё время, которое пользователи провели за просмотром этого мультфильма, получится почти восемь лет (а если точно – 2784 дня).