Отложить нельзя использовать: аутсорсинг интеллектуальных функций гаджетами
Гаджеты и интеллектуальный регресс
Смартфоны, лэптопы и умные часы находятся рядом практически всё время, но что произойдет, если их не окажется под рукой? Самое меньшее из неудобств — это передвижение по городу без карты, и, например, подсчет суммы покупок без калькулятора.
Главный минус — мы давно передали гаджетам когнитивные функции, а что не упражняется, то упраздняется. Если постоянно не считать или перестать запоминать маршруты, мозг отвыкает сохранять такую информацию: зачем тратить драгоценные ресурсы на то, что уже автоматизировано?
Например, рассмотрим навык счёта в уме: простые расчёты может проводить каждый, а более сложные вычисления делает калькулятор. Любопытный факт: если вразнобой дать примеры из таблицы умножения, то большинство людей будет долго вспоминать ответы и пересчитывать, так как навык счёта в уме постепенно упраздняется. Да, посчитать процент от числа или поделить в столбик можно и на бумаге, но устный счёт развивает мышление, учит мыслить логически и тренирует внимание. Вследствие этого мы лучше концентрируемся на делах. К примеру, на работе часто приходится сталкиваться с многозадачностью. В этом случае нам необходимо уметь правильно расставлять приоритеты, чтобы успевать к дедлайнам и вовремя реализовывать планы.
Счёт и другие делегированные функции не только самоценны, но и помогают держать мозг в тонусе. Левое полушарие как раз и отвечает за логику, анализ и математические вычисления. Если этими функциями не пользоваться, то и соответствующие навыки ухудшаются. На рынке труда ценятся именно те сотрудники, у которых развиты не только профессиональные, но и гибкие навыки: коммуникативность, умение анализировать, творчески подходить к задачам и так далее. Ценность таких умений как раз в том, что они не автоматизированы, и это вряд ли получится даже в ближайшем будущем. Благодаря этим навыкам мы можем быстрее достигать высоких результатов в работе. Почти во всех профессиях заработная плата состоит из оклада и KPI (Key Performance Indicator) — количественно измеримого индикатора фактически достигнутых результатов. Поэтому, если у вас не развиты аналитические способности или вы не способны логически выстроить план работы, то ваш KPI будет низким, так как поставленных целей вы не достигаете. За этим последует уменьшение заработка, демотивация и профессиональное выгорание.
Как ограничение функционала мешает появлению новых нейронных связей
У взрослых часто складывается неправильное впечатление о своих способностях. Уровень восприятия новой информации и анализа высок в студенческие годы, когда приходится выполнять разные задачи в большом количестве. При этом кажется, что мы допускаем много ошибок, ведь все задачи новые и не ясно, как с ними справляться. Но именно благодаря ошибкам мы получаем опыт, а мозг создаёт новые нейронные связи.
На работе мы начинаем выполнять однотипные задачи. Например, во многих профессиях есть определённый скрипт, которому должны следовать работники, не выходя за его рамки: для менеджеров — это сценарий продаж, для IT-специалистов — код, для бухгалтеров — учёт и анализ. Да, уровень знаний в профессии возрастает, но во всех остальных сферах начинает падать.
Многие люди, получившие два высших образования, с трудом могут разобраться в учебнике 7-го класса. Всё потому, что по прошествии лет базовая школьная информация забылась, ведь всё внимание уделялось именно профессиональным навыкам. Чтобы изменить ситуацию, мы советуем выходить за рамки привычного рабочего сценария и решать задачи новыми путями, если это возможно.
Говоря о минусах использования гаджетов, можно посмотреть на современных детей, для которых смартфон — неотъемлемая часть жизни. Большинство из них не может самостоятельно понять простой параграф из учебника или проработать его в случае пропуска. Без учителя или репетитора это становится неподъёмной задачей. Конечно, не каждый взрослый сможет смонтировать забавный ролик в Тик-Ток или интересную сторис в Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) — эти креативные навыки у детей развиты гораздо лучше. Но если убрать творческую составляющую, то можно заметить, как развивается клиповое мышление, когда даже обычный учебник, который создан под нужный возраст, детьми уже не воспринимается, так как кажется сложным.
Гаджеты — полезная вещь. Но во всём должна быть мера. Когда есть доступ к абсолютно любой информации, кажется, что думать уже почти нет необходимости. Именно поэтому необходимо развивать критическое мышление, чтобы использование гаджетов приносило профит.
Материал подготовлен совместно с центром образовательных технологий Advance