Цифровая сыворотка правды: как смартфоны «разводят» на откровенность?
Социальные сети подарили миллионам людей право беспрепятственно высказывать свое мнение. В некоторых случаях твит или пост в Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), содержащий личную оценку происходящего в мире и жизни автора, интересно читать, а обзор путешественника на YouTube полезно посмотреть перед поездкой. Но в большинстве случаев, социальные сети нужны людям, чтобы поделиться событиями а-ля «Последний звонок» или «Отпуск в Анапе» и выплеснуть эмоции, а также ненадолго ощутить себя признанным экспертом, оставляя комментарий «по теме».
Контент социальных сетей создается от первого лица и содержит факты об авторе: от места работы, состава семьи и района проживания до уровня заработка и предпочтений в еде. Учёные из Университета Пенсильвании в исследовании, вышедшем в Journal of Marketing, показали, что больше личной информации содержит контент, публикуемый с помощью смартфонов.
В работе было проанализировано почти 370 тысяч твитов и более 10 тысяч обзоров ресторанов на сайте TripAdvisor.com, отправленных в международную паутину со смартфонов и компьютеров. С помощью автоматизированных инструментов обработки текста и при участии социологов исследователи подтвердили свою догадку. «Смартфонный» контент содержал больше личных данных о публикующих его пользователях.
В чем же причины повышенного доверия к девайсам? Авторы работы предложили два возможных объяснения, одно из которых может показаться немного странным на первый взгляд, — это форма смартфона и привычка использовать телефон для общения.
Экран даже самой крупной «лопаты» намного меньше, чем монитор стационарного компьютера. Как это связано с желанием рассказать о себе лишнего в Интернете? Небольшой размер рабочей области смартфона, по мнению учёных, заставляет человека сосредоточиться на выполнении задачи — написать гневный твит по поводу коронавируса или нового провокационного платья коллеги. Мысли о безопасности при этом отходят на второй план, а различные всплывающие сообщения игнорируются.
Но главным остаётся эмоциональный фактор. Смартфон ассоциируется с комфортом, который мы ощущаем при общении с близкими, друзьями или хотя бы знакомыми нам людьми. Иллюзия безопасности на подсознательном уровне снижает бдительность пользователя, и он может на эмоциях поделиться в соцсети юридическими подробностями развода, которые адвокат жены, читающий твитер, с удовольствием использует в суде.
Исследователи советуют быть более осторожными тем, кто предпочитает выплеснуть эмоции, печатая на цифровой клавиатуре карманного девайса очередное текстовое послание. Напротив, работодателям, отслеживающим интернет-активность наёмников по контенту в соцсетях, рекомендуют обратить внимание на те посты, что подчинённые опубликовали со смартфона.