Роботы-котики и телефоны на ножках: выставка японских достижений
Просто хвост
Честно говоря, я ожидал увидеть технологическое шоу, напоминающее перечисленные выше европейские и американские выставки. Да и из памяти еще не стерлась Всемирная выставка Expo 2005 в Нагое, одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Все оказалось гораздо скромнее – как по размерам и оформлению экспозиций, так и по экспонатам. Самый запомнившийся экспонат – Qoobo, напоминающий пушистую подушку с кошачьим хвостом. Она реагирует на поглаживания, похлопывания и звуки, правда, всего одним манером – вилянием хвоста. И больше ничего.
Но не все так просто, как объяснил мне японский инженер. Были проведены серьезные исследования, чтобы досконально разобраться в механизме виляния, а не менее серьезные инженеры построили кучу прототипов. И теперь у нас есть эта замечательная штука из гипоаллергенного полиэстера, которая очень хорошо виляет хвостом. Говорят, хорошо помогает при психологических расстройствах: молоденькую девушку развлечет при расставании с парнем, а пожилым людям скрасит одиночество. После 4-часовой зарядки может 8 часов непрерывно вилять хвостом. Штука, как ни странно, реально востребована: меня сразу несколько знакомых попросили привезти ее из Японии («Я всю жизнь мечтала о такой!»), а сам Qoobo получил награду выставки CEATEC-2018 за инновации.
Телефон на ножках
Другой гаджет, который меня просили привезти, – электронный туалет для кошек Cocoro Pet от компании Sharp со встроенной системой мониторинга. После посещения вашим питомцем этого «умного» туалета девайс сбрасывает в облако, доступное всем членам семьи, информацию о весе кошки, объеме мочи, количестве посещений туалета в день, времени пребывания и даже о температуре в туалете, чтобы питомец не замерз. Можно скачать приложение для смартфона, и за 300 йен в месяц все вышеперечисленные данные будут отображаться в виде графиков и уведомлять вас о понятных событиях звуковым сигналом.
На стенде Sharp можно было увидеть и весенний хит компании – смартфон на ножках RoboHon. Детище известного в Японии разработчика Томотаки Такахаси представляет собой маленького робота с дисплеем на спине, камерой 8 Мп и проектором во лбу. Робот может ходить, танцевать, распознавать голоса и лица. И по нему можно звонить (говорить надо в район паха). Как смартфон он совсем никакой, но стоит около 1800 долл.
Наладонная коммерция
Таких занимательных гаджетов было немного, но редкостью они не являлись. Я же прилетел в Японию, чтобы посмотреть на настоящие прорывные технологии и познакомиться поближе с загадочной общенациональной японской концепцией «Общества 5.0», в котором должны смешаться все «умные» технологии: интернет вещей, автономные автомобили, новые промышленные роботы, искусственный интеллект и такое загадочное понятие, как Smart Life. Поскольку программа общенациональная, каждая крупная корпорация должна представить свое видение «Общества 5.0» и стратегию его достижения.
Видение у некоторых компаний странное: такое ощущение, что они не особо следят за тем, что происходит в мире. Например, инженер компании Fujitsu, известной своими суперкомпьютерами, на просьбу показать что-то прорывное привел меня к сканеру ладони. Сказал, что в ближайшем будущем их установят в некоторых японских супермаркетах. Если вы живете рядом, то сможете отсканировать свою ладонь, заполнить кучу документов, отнести в свой банк, и при дальнейших посещениях вам не надо будет расплачиваться наличными, а надо просто приложить ладонь к сканеру, и деньги спишутся со счета. Кстати, мои попытки расплатиться в Японии бесконтактными картами успеха не имели – на меня смотрели как на жулика. Или как на сумасшедшего.
Беспилотное общество
Гораздо интереснее было на стенде Mitsubishi Electric – кстати, неформального лидера в пуле реаниматоров концепции «Общества 5.0». Компания представила один из основных компонентов будущего общества – прототип системы беспилотного транспорта. Надо сказать, что он тоже отличался от того, что я видел прежде. Современными беспилотными автомобилями управляет искусственный интеллект, но для этого ему необходимо знать точное положение машины в пространстве и относительно других участников движения.
За последним, например, в системе «Яндекса» следят пять видеокамер, три лидара и несколько радаров. А для того чтобы правильно ехать по дороге, необходимо знать свои координаты с точностью до сантиметра, чего ни GPS, ни ГЛОНАСС, ни другие системы спутниковой навигации пока обеспечить не могут. Зато картинки, полученные датчиками самого автомобиля, позволяют ему легко распознать знакомую улицу и, выстроив трехмерную модель, выяснить свое местоположение.
Mitsubishi Electric применяет примерно такое же количество датчиков, правда без лидаров, но для точной навигации собирается использовать особо точную спутниковую навигацию и 3D-карты, специально разработанные для беспилотного вождения, не совместимые, например, с картами Google. Чтобы получить необходимую для беспилотников сантиметровую точность, в Mitsubishi Electric запустили собственную квазизенитную спутниковую группировку Quasi-Zenith Satellite System (QZSS) из четырех спутников, призванную, помимо передачи цифровых мобильных данных, принципиально улучшать точность американской системы глобального позиционирования GPS. Вряд ли вы слышали про японскую систему, поэтому расскажем о ней подробнее.
Квазиспутники
Квазизенитными спутники называют потому, что они движутся по геосинхронной высокой эллиптической орбите QZO, аналогу российской орбиты «Тундра». Это тип эллиптической орбиты, у которой высота в апогее во много раз превышает высоту в перигее. По законам Кеплера, спутники сильно замедляются в апогее, и у наземного наблюдателя создается впечатление, что спутник почти не двигается в течение нескольких часов, то есть его орбита становится квазигеостационарной. Для круглосуточного покрытия система требует минимум трех спутников, идущих с восьмичасовым интервалом, вместо одного геостационарного. К тому же геостационарные спутники можно «повесить» только над экватором, а квазигеостационар может быть расположен над любой точкой земного шара. И точка QZSS находится точно над Японией.
Четвертый спутник системы размещен на настоящей геостационарной орбите над экватором. Первые испытания системы совместно с GPS дали заявленную точность в 1–2 см, что достаточно для японской концепции беспилотного общения. Второй плюс системы – квазизенитные спутники висят практически в зените над Японией, что улучшает прием сигнала в городах с высокой застройкой. Есть еще и третий – в случае выхода из строя GPS, японцы смогут пользоваться собственной локальной системой QZSS, правда с ухудшенной точностью. Сейчас система проходит промышленные испытания, а настоящие беспилотные автомобили с системой автономного вождения от Mitsubishi Electric должны появиться на дорогах в 2020 году – во время Олимпиады в Токио. Система интересная, но странная: получается, что работать она сможет только на территории Японии. Что для страны, экономика которой построена на экспорте, удивительно.
«Общество 5.0»
Всю поездку меня преследовала общеяпонская концепция «Общества 5.0». Сказать точно, что это такое, никто не может. В ответ предложат большие презентации с миллионами графиков и таблиц. Но суть сводится к одному: чтобы выжить в ближайшем будущем, надо сосредоточиться на системах с искусственным интеллектом, автономном вождении, роботизированных предприятиях, Big Data, интернете вещей – и все это поставить на службу стареющему населению Японии. И желательно научиться продавать эту концепцию другим странам, как в прошлом веке удавалось продавать, например, знаменитую японскую систему управления качеством. Интересно, что эта инициатива исходит от крупного бизнеса. Точно так же, как китайские IT-гиганты объединились для разработки и внедрения системы социального рейтинга, так и члены Японской федерации бизнеса «Кэйданрэн» в 2016 году сформулировали концепцию «Общества 2.0» – решение социальных и экономических проблем Японии при помощи современных технологий.
Из всего вышеперечисленного спектра нам чаще всего показывали системы искусственного интеллекта на основе нейросетей. Та же Mitsubishi Electric внедряет их в системы автономного вождения и управления производством, робототехнику. Например, при помощи собственной ИИ-технологии Maisart компания планирует создать голосовое управление роботами. Одна из проблем – распознавание голоса на фоне заводского шума. Прототип, который нам показывали, способен не просто выделять голоса, но и отличать мужской голос от женского. Чем, конечно, удивить нас было сложно: все это уже давно делают голосовые помощники, включая нашу «Алису».
Главное впечатление от нынешнего посещения Японии – растерянность, в которой пребывает страна. Впрочем, это ощущение витает во всем мире – никто точно не знает правильной стратегии выживания и лидерства в новом обществе, которое можно назвать и 5.0, где искусственный интеллект и нейросети начинают все больше вытеснять людей из привычных областей. Но у японцев по крайней мере есть план. Правда, очень нечеткий.