Solar Impulse 2 и часы Omega
Самолет, питающийся исключительно солнечной энергией, был представлен публике в 2009 году группой швейцарских исследователей под руководством Бертрана Пиккара, выходца из знаменитого семейства акванавтов и аэронавтов, а также Андре Боршберга, пилота и инженера. За прошедшее с тех пор время на смену первенцу Solar Impulse 1 пришел Solar Impulse 2, который в 2015–2016 годах совершил кругосветный полет.
Часовая марка Omega имеет гораздо более длинную историю, уходящую корнями в середину XIX века, но старые традиции отлично соседствуют с интересом к инновациям. С самого начала производитель швейцарских часов поддержал футуристический проект Пиккара и Боршберга, став главным партнером Solar Impulse.
Сначала на земле
Вклад Omega в проект не ограничивается чистым спонсорством: швейцарские часовщики привнесли в него инженерный опыт, технологии и оригинальные решения. Еще до первого полета SI 1 специалисты Omega непосредственно участвовали в разработке испытательного стенда. На нем в лабораторных условиях моделировалось и тестировалось электрооборудование самолета. Позже стенд был переработан для создания SI 2.
В стенах Omega астронавтом Европейского космического агентства (ЕКА) и руководителем испытательных полетов SI Клодом Николье создана бортовая контрольно-измерительная система электросамолета. В Solar Impulse она применяется для определения курса и предупреждения об опасных значениях крена летательного аппарата. Система оснащена удобной и интуитивно понятной световой индикацией.
Пилот, не спи!
Особенность Solar Impulse заключается в том, что пилотирует его только один человек, а полет может продолжаться долго, ведь крейсерская скорость SI 2 лишь 70 км/ч. Поэтому особую важность имеют система контроля состояния пилота и эффективные средства сигнализации в случае возникновения опасной ситуации. Предположим, пилот заснул. Как автоматике разбудить его и подать сигнал тревоги? Во-первых, в рукава летного комбинезона вмонтированы специальные элементы, которые по команде начинают ощутимо вибрировать – как будто кто-то трясет спящего за руку: «Просыпайся! Тревога!» Во-вторых, на тех этапах полета, когда человек должен принимать непосредственное участие в пилотировании и спать ему совсем нельзя, включается другая система. Каждые 20 минут в кабине раздается громкий гудок силою до 100 дБ. Чтобы рев прекратился, летчик должен нажать кнопку, тем самым подтверждая, что он бодрствует (или проснулся). Обе эти сигнализации созданы специалистами Omega.
Легкий свет
Само собой разумеется, что для самолета со столь слабой тяговооруженностью, как SI 2, каждый лишний грамм веса имеет значение. Для максимального облегчения конструкции Omega создала специальную систему взлетно-посадочных прожекторов. В ней светодиодные посадочные фары, габаритные огни, фокусирующие линзы и силовой трансформатор имеют общий вес всего 1 кг! Говоря о вкладе Omega в конструкцию «солнечного самолета», нужно упомянуть также преобразователь напряжения постоянного тока и распределитель питания. Если один из двигателей в полете откажет, распределитель перенаправит электроэнергию на работающие силовые установки.
Вдохновленные небом и солнцем
Для Omega сотрудничество с командой Solar Impulse – это не только интересный инженерно-конструкторский проект, но и источник вдохновения для создания новых часов. К кругосветному путешествию Solar Impulse 2 швейцарские мастера приурочили выпуск ограниченной серии хронографов из классического семейства Speedmaster – Skywalker X-33 Solar Impulse Limited Edition. Сердцем часов стал многофункциональный кварцевый калибр (механизм) хронографа Omega 5619. X-33 выполнены в корпусе из титана Grade 2. Стрелки и минутная разметка покрыты светящимся в темноте белым люминофором Super-LumiNova, что придает часам истинно авиационный имидж. Для подтверждения точности, надежности и способности противостоять сложным условиям окружающей среды модель была протестирована Европейским космическим агентством.