Супераппы: что с ними не так и будут ли они развиваться дальше

Отличная идея объединить «все в одном» на самом деле оказалась не такой уж рациональной. Плюсы «суперприложений» стали их же минусами. Так есть ли у них будущее?
Супераппы: что с ними не так и будут ли они развиваться дальше
Freepik

Популярность приложений для смартфонов продолжает расти. Теперь у каждого есть свой «персональный компьютер» в кармане или сумке, и пользоваться им очень удобно. Если на заре «диджитализации» компании активно развивали интернет-сайты (в том числе и с интегрированными личными кабинетами), теперь гораздо большее внимание уделяется приложениям. Для пользователя они удобнее по многим параметрам. Например, авторизоваться можно по отпечатку пальца, и это проще, чем вводить логин/пароль. Сервис такси или доставки присылает уведомления, которое сразу же доходит до адресата. Само собой, сделать заказ или узнать нужную информацию можно в любое время, причем интерфейс приложения всегда адаптирован под размеры экранов, чего не скажешь о традиционных сайтах.

Что такое супераппы?

Со временем приложений стало слишком много. Практически любая компания, начиная от фитнес-центра или магазина продуктов и заканчивая банками и госструктурами, предлагала свое ПО для гаджетов, которое плодилось в памяти девайсов. Тогда и возникла идея объединять разные приложения в одно суперприложение. Это было особенно просто, если у одного владельца было сразу несколько сервисов.

Такая идея уже имела практическое воплощение в других странах. Например, в Китае, где крупные корпорации предлагают огромное количество разных услуг. Супераппы не просто развиты, но и необычайно популярны в Азии. Многие пользователи пользуются лишь одним супераппом, в котором получают все необходимое. Казалось бы, достаточно просто «русифицировать» такой софт и предложить его на нашем рынке.

Freepik

Что оказалось не так с супераппами в России?

Первые суперприложения стали доступны для россиян 5 лет назад. Одним из пионеров был «Тинькофф банк» (нынешний «Т-Банк»), за восходящим трендом подтянулись и многие другие крупные игроки российского финтех-сектора (Яндекс, Сбер, ВК и другие). Объединение приложений в одно происходило постепенно. Обычно сначала сливали воедино два похожих сервиса, затем к ним добавляли новый, и так далее. Пользователи с трудом успевали адаптироваться к очередным версиям супераппов, в которых, разумеется, вместе с функциональностью менялся и интерфейс.

Казалось бы, что может пойти не так, учитывая позитивный опыт азиатских коллег?

На самом деле, первые восторги от супераппов быстро прошли, обнажив очевидные проблемы. Подбирая сервисы, крупные компании ориентировались, прежде всего, на собственную экосистему. То есть фактически в этих приложениях они объединяли не то, что реально необходимо пользователю, а то, что они сами могут предложить. 

Как следствие, супераппы не избавили владельцев гаджетов от множества приложений. И более того, специфический подход российских компаний даже мотивировал пользователей в пользу простых и понятных моноприложений. Ведь чем больше функций — тем сложнее настройки и интерфейс. А современное поколение не привыкло долго исследовать меню — особенно, когда в другом приложении все необходимое можно было получить в пару тапов.

Построение супераппов вокруг возможностей компаний, а не потребностей клиентов, и привело к разочарованию в них реальных пользователей.

Будет ли «работа над ошибками»?

Разработчики приложений, конечно, отслеживают пользовательский опыт. Похоже, они осознали иррациональность своей изначальной концепции и теперь выбрали новую для построения супераппов. Ее можно назвать «Суперапп 2.0» — это реально следующий шаг в развитии многофункционального софта. Теперь суперприложения строят на основе запросов клиентов. Конечно, все объять невозможно, но закрыть потребности в конкретной области — вполне. К примеру, «Т-Банк» выпустил экосистему, которая стала отражением новой концепции взаимодействия с клиентом. Судя по всему, такой подход ляжет в основу инновационного супераппа от компании.

Здесь нет никаких доставок еды, новых коллекций одежды и услуг груминга для собак — все сконцентрировано вокруг потребностей владельцев автомобилей.

Очевидно, что часть сервисов предоставляет TCS Group (материнская структура «Т-Банка»). Это кредитование, страхование и некоторые другие услуги. Но большинство возможностей нового супераппа реализовано за счет партнеров. Например, через приложение можно записаться на мойку или шиномонтаж, вызвать эвакуатор или машину техпомощи. Для пользователей отсутствие навязывания услуг конкретного исполнителя — уже большой плюс.

Еще одно преимущество суперприложений нового формата — использование нейросетевых технологий. В том же «Сфера Авто» есть функции, которые до недавнего времени было трудно себе представить. Скажем, пользователь может не только провести анализ всех расходов на автомобиль, но и увидеть прогноз грядущих затрат. Или посмотреть, как будет выглядеть его машина в новом цвете кузова или с новыми дисками. Количество нейросетевых возможностей, скорее всего, будет увеличиваться по мере разработки новых.

«Сфера Авто», Т-Банк

Что об этом думают профессионалы?

Денис Кусков, генеральный директор Telecom daily:

«Приложения, в которые включено множество услуг, не всегда являются оптимальными с точки зрения удобства использования и наглядности. Это обусловлено тем, что в таких приложениях клиент всегда использует только небольшую часть услуг. Оптимальный вариант — создание качественного приложения, которое будет правильно взаимодействовать с клиентом и исполнять все его желания. Подобное решение будет самым полезным для клиента, а значит и более выгодным компании».

Определенно, концепция «Суперапп 2.0» кажется более жизнеспособной. Возможно, суперприложения ждет перерождение, и мы не повторим путь Азии, а пойдем своим собственным. Как, впрочем, это уже не раз случалось.