Треугольник экспозиции: для чего нужны диафрагма, ISO, выдержка и как их настраивать

В современном мире, когда большинство фотографий в интернете представляют из себя не полноценный исходник, а результат обработки алгоритмов, многие перестали понимать, а как вообще настраивается режим съемки на профессиональной или полупрофессиональной технике. О «треугольнике экспозиции» рассказал Кирилл Ситнов в беседе с «ТехИнсайдером».
Треугольник экспозиции: для чего нужны диафрагма, ISO, выдержка и как их настраивать
Freepik

Делая фотографию на смартфон, пользователь не задумывается, как в кадре настраивается яркость изображения — поэтому предвосхитить результат не получается. На выходе — то кадр может оказаться слишком темным, то все объекты будут смазаны, либо вообще появится много цифрового шума из-за чего в кадре нет деталей.

КириллСитнов
Преподаватель
Московская школа программистов

Кирилл Ситнов объяснил, что такое «Треугольник экспозиции». Специалист отметил, что название отражает взаимозависимость трех элементов, влияющих на общую освещенность кадра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выдержка

Выдержка (Shutter Speed) — это время, в течение которого открыт затвор камеры, позволяя свету попадать на сенсор. Если вернуться во времена пленочной фотографии, то это буквально количество времени, в течении которого экспонировался кадр. Измеряется в секундах или долях секунды (например, 1/200 с, 1 с). Длинная выдержка позволяет попасть на сенсор большему количеству света, создавая более яркие изображения.

Если будет выбрана длина выдержки больше чем 1/200, то высока вероятность, что при фотографировании неспеша идущего человека, его изображение получится смазанным. Да, света на матрицу будет попадать достаточно, но смаза не избежать. Если выдержку выбрать длинее (1/25), то смаз в кадре будет даже от дрожания рук. Тогда и статую сфотографировать с хорошей резкостью вряд ли получится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если сделать выдержку короткую — например, 1/500 — то объекты в кадре будут заморожены, но при этом недостаток света придется компенсировать двумя другими параметрами нашего «треугольника».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ISO

Этот параметр влияет на чувствительность сенсора камеры к свету. За ISO ранее отвечала сама пленка, но теперь, в цифровую эру, оно стало полностью контролируемым. Измеряется параметр в числах: например, ISO 100, ISO 400, ISO 3200. Чем выше ISO, тем меньше света нужно для получения правильно экспонированного снимка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Низкое ISO (например, ISO 100) дает чистые изображения с низким уровнем шума, но требует больше света. Высокое ISO (например, ISO 3200) позволяет снимать в условиях недостаточного освещения, но увеличивает уровень шума (зернистость) на изображении.

На количество шума, которое появляется на снимке при повышении значения ISO, влияет ряд факторов:
  1. Размер матрицы. При условии, что матрицы сделаны по одной технологии, количество шума будет меньше у той, размер которой больше (а количество мегапикселей — меньше). Таким образом, площадь одного пикселя — больше, а значит, он успевает захватить больше света для экспонирования кадра.
  2. Наличие нескольких уровней базовых ISO. Такие технологии обычно доступны только в дорогих аппаратах, так как в таких матрицах используется сразу несколько усилителей, которые улучшают картинку на разных уровнях ISO. У стандартных камер базовое значение ISO находится на уровне 200. Именно при этом значении матрица дает минимальное количество цифрового шума. Но на более профессиональных аппаратах таких уровней может быть несколько, например, 800 и 3200.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему еще матрица начинает «шуметь» при повышенном ISO? На самом деле, вы не повышаете светочувствительность матрицы этим параметром, а программно заставляете камеру высветлять кадр. Так как из-за недостаточного освещения информации о кадре было немного, высветление приводит к шумам. Кстати, этот процесс так же плох и в тех случаях, когда при съемке вы наоборот «переэкспонируете» кадр. В этом случае во всех участках, где был пересвет, информации не будет вовсе — пиксели в этих зонах окажутся «засвечены».

Обычно это наблюдается, когда в кадре не видно неба и облаков, а из-за высветленного лица в кадре теряется структура кожи. Поэтому при фотографировании стоит выводить уровень экспозиции в 0.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диафрагма

Диафрагма (Aperture) — это размер отверстия в объективе, через которое проходит свет. Измеряется оно в диафрагменных числах (f-стопах) или (t-стопах). Фотографы отталкиваются от f-стопов. Измеряется это все в целых и дробных числах: например, f/2.8, f/5.6, f/11.

Малое диафрагменное число (например, f/2.8) означает открытую диафрагму, пропускающую больше света — создает меньшую глубину резкости (размытый фон). Большое диафрагменное число (например, f/11) означает закрытую диафрагму — создает большую глубину резкости (резкий фон и передний план).

Диафрагменное число

Для контроля количества пропускаемого света, в объективе используются диафрагма с лепестками, которые работают по принципу человеческого глаза. Когда света слишком много, она закрывается, когда недостаточно – открывается. Кстати, чем сильнее на объективе может открываться диафрагма, тем дороже он по цене и тяжелее по весу.

С диафрагмой связано еще такое понятие как «глубина резкости» или, как некоторые более профессиональные фотографы его называют, ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства). Чем шире открыта диафрагма, тем короче становится глубина резкости. К примеру, на длиннофокусных объективах с диафрагмой около f/1.2 можно добиться такого результата, что при съемке портрета глаза будут в фокусе, а нос и уши — уже в расфокусе. Также, если сильно прикрыть диафрагму, вы потеряете в свете, но зато вы сможете добиться эффекта, что в кадре будет в фокусе все — от переднего до заднего плана.

«Если вы снимаете пейзаж, вам придется закрыть диафрагму и сделать по меньше ISO, чтобы не было шумов и было больше объектов в фокусе. Тут вам придется пользоваться штативом от тряски рук при фотографировании. Если снимаете портрет, то стоит раскрыть на максимум диафрагму, а выдержку сделать покороче, чтобы тряска рук не помешала. Если вы решили поснимать ночной стрит, то здесь придется поднять ISO, а шумы поправить на постобработке, выдавая за "пленочное зерно"», — заключил Кирилл Ситнов.