Куда исчезли смартфоны Nokia: история неудач HMD Global
Когда-то давно Nokia считалась ведущим производителем телефонов в мире. Ее гаджеты пользовались просто бешеным спросом, а некоторые из них и вовсе превратились в настоящие легенды, которые вспоминают до сих пор. Но те времена безвозвратно ушли, и сейчас смартфоны Nokia представляют собой достаточно жалкое зрелище. Давайте разберемся, из-за чего произошла такая метаморфоза.
Начало конца телефонов Nokia
Все началось с того, что финская Nokia переоценила свои возможности и со становлением рынка смартфонов решила ворваться в него с собственной операционной системой Symbian, рассчитывая, что она сможет составить достойную конкуренцию iOS и Android. Конечно, в компании достаточно быстро поняли свою ошибку, но сразу же после этого допустили еще одну фатальную оплошность, заключив соглашение с Microsoft и начав использовать еще одну провальную ОС – Windows Phone.
В отличие от Nokia, основные на тот момент конкуренты компании – Apple и Samsung – не допускали таких ошибок, планомерно развивая свои линейки смартфонов, добавляя им все новые функции и «фишки». И даже взрывающийся Galaxy Note 7 от Samsung не смог сыграть на руку Nokia по той простой причине, что он скорее стал исключением из правил, и остальные телефоны корейцев по-прежнему оставались на очень высоком уровне.
Другими словами, Nokia становилось все сложнее конкурировать с этими компаниями. В попытке спасти положение в 2013 году мобильное подразделение финнов было продано Microsoft за 5,44 млрд евро. И это стало еще одной серьезной ошибкой Nokia.
К 2016 году Microsoft окончательно похоронила мобильный бизнес Nokia, сначала забрав себе бренд Lumia, а затем и вовсе отказавшись от операционной системы Windows Phone. О масштабе трагедии говорит хотя бы тот факт, что в очередной попытке спасти мобильный бизнес Nokia он был выкуплен у американцев всего за 350 млн долларов.
Новая жизнь смартфонов Nokia с HMD Global
Бренд Nokia купила HMD Global – отдельная компания, созданная выходцами из Nokia совместно с FIH Mobile. Развитие бренда пришлось начинать практически с нуля. И первое время это, нужно сказать, получалось достаточно неплохо. Ведь в распоряжении HMD Global были и ветераны Nokia, и китайские производственные площадки, и инженеры Foxconn, и не до конца исчезнувшая любовь пользователей к бренду Nokia.
На свет появились бюджетник Nokia 2, флагманский смартфон Nokia 8 и немало других интересных гаджетов. Не забыли в HMD Global сыграть и на ностальгических чувствах фанатов Nokia, выведя на рынок несколько кнопочных телефонов, включая и преемника легендарного Nokia 3310.
Смартфоны Nokia стали входить в программу Android One, получив все ее самые интересные «плюшки» вроде скорости и стабильности выпуска обновлений Android. Да и практически «чистая» операционная система нравилась многим пользователям, уже уставшим от перегруженных фирменных интерфейсов других производителей.
Когда все окончательно сломалось
Все шло хорошо и, казалось бы, ничто не предвещало беды. Но в конце 2019 года в сети появилась информация о том, что Foxconn больше не заинтересована в бренде Nokia. Официально это не подтвердилось, но уже со следующего года качество гаджетов Nokia резко упало и в них перестали внедряться современные технологии. Точнее, внедряться-то они внедрялись, но с таким опозданием, что уже переставали быть современным. И, к примеру, повышенная частота обновления экрана появилась в телефонах финского бренда лишь в 2022 году.
Компания стала серьезно отставать от конкурентов в плане инноваций, а ставка на ностальгию больше не давала нужного результата, и продажи кнопочных телефонов компании также просели. Подлила масла в огонь и сама HMD Global, в 2022 году вышедшая из программы Android One, а годом позже и вовсе решившая сделать акцент на смартфонах под собственным брендом HMD.
Компания пока продолжает выпускать кнопочные звонилки Nokia. Но соглашение о лицензировании между Nokia и HMD Global истекает в 2026 году. Шансы на его продление крайне невелики, и к этому времени телефоны Nokia, скорее всего, окончательно исчезнут. Конечно, если к тому времени не найдется еще один желающий выкупить многострадальный мобильный бизнес некогда могучего бренда.