Почему винчестер компьютера работает бесшумно на огромной скорости: ваш админ этого не расскажет

Вас не изумляет способность жестких дисков компьютера, хрупких на вид устройств, годами неслышно крутиться на бешеной скорости, не зная сноса? Если да, читайте дальше. Заодно вы узнаете, почему винчестеры рекомендуют как можно реже включать и выключать.
Почему винчестер компьютера работает бесшумно на огромной скорости: ваш админ этого не расскажет
iXBT
Содержание статьи
За секунду жесткий диск компьютера совершает от 80 до 120 оборотов в секунду.

Это не самый быстро вращающийся механизм, когда-либо созданный человечеством – турбины самолетов или коленвал двигателя гоночного автомобиля работают еще быстрее. Однако они не сравнятся с винчестером по миниатюрности. И уж тем более – по уровню шума.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секрет в подшипниках жидкостного трения (ПЖТ)

Такие подшипники еще носят второе название – гидродинамические. Шариков в них нет. На направляющую такого подшипника насажена ось, а пространство вокруг оси заполнено смазывающей жидкостью.

Пока механизм неподвижен, ось опирается на направляющую. Но когда она начинает вращаться, то затягивает жидкость в щель между осью и основанием. Когда она достигает достаточно высокой скорости, между двумя трущимися деталями образуется толстый слой жидкости, полностью исключающий механическое трение. Поэтому на таком подшипнике диск может крутиться годами, не изнашиваясь.

Гидродинамический подшипник фото
Гидродинамический подшипник
Waukesha Bearings
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слабое место – момент включения

Как уже говорилось, в начале движения ось жесткого диска и ее опора механически касаются друг друга. В этот момент между ними все-таки есть трение и износ. Поэтому, чем реже вы включаете и выключаете жесткий диск, тем дольше он служит.

Факт: срок службы жесткого диска измеряют не количеством отработанных часов, а числом циклов включения-выключения.

Где еще применяются ПЖТ

Вентилятор компьютера – второе устройство на гидродинамических подшипниках, которое есть у вас дома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коленвал и распредвал двигателя автомобиля тоже работают в режиме жидкостного трения.

jet engine
KLM Blog

Турбины авиалайнеров крутятся на ПЖТ другого типа – газодинамических, в них вместо жидкости используется воздух.