Почему винчестер компьютера работает бесшумно на огромной скорости: ваш админ этого не расскажет
Это не самый быстро вращающийся механизм, когда-либо созданный человечеством – турбины самолетов или коленвал двигателя гоночного автомобиля работают еще быстрее. Однако они не сравнятся с винчестером по миниатюрности. И уж тем более – по уровню шума.
Секрет в подшипниках жидкостного трения (ПЖТ)
Такие подшипники еще носят второе название – гидродинамические. Шариков в них нет. На направляющую такого подшипника насажена ось, а пространство вокруг оси заполнено смазывающей жидкостью.
Пока механизм неподвижен, ось опирается на направляющую. Но когда она начинает вращаться, то затягивает жидкость в щель между осью и основанием. Когда она достигает достаточно высокой скорости, между двумя трущимися деталями образуется толстый слой жидкости, полностью исключающий механическое трение. Поэтому на таком подшипнике диск может крутиться годами, не изнашиваясь.
Слабое место – момент включения
Как уже говорилось, в начале движения ось жесткого диска и ее опора механически касаются друг друга. В этот момент между ними все-таки есть трение и износ. Поэтому, чем реже вы включаете и выключаете жесткий диск, тем дольше он служит.
Где еще применяются ПЖТ
Вентилятор компьютера – второе устройство на гидродинамических подшипниках, которое есть у вас дома.
Коленвал и распредвал двигателя автомобиля тоже работают в режиме жидкостного трения.
Турбины авиалайнеров крутятся на ПЖТ другого типа – газодинамических, в них вместо жидкости используется воздух.