Можно ли засунуть в рот лампочку?
«Да, конечно, мы делаем карамель на заказ. Да, сложность не проблема. Внешний вид можем сделать любой. Можем даже подобрать вкус, идентичный натуральному, чтобы он соответствовал внешнему виду. Вам с каким вкусом нужно?» — «Вы удивитесь. Нам нужна карамель со вкусом лампочки». Так начался наш телефонный диалог с Маргаритой Дубовой, карамелье компании Slad iS.
На очередной редколлегии главный редактор, глядя в потолок, неожиданно спросил: «Все знают городскую легенду про лампочку во рту?». Редакторы синхронно кивнули. «Будем проверять! Кто возьмется?» После выяснения деталей об оплате больничного в случае получения производственной травмы энтузиазм коллектива несколько поугас. К счастью, мы вовремя вспомнили о знаменитом каскадерском трюке — пролетании сквозь стекло. Чтобы избежать травм, причиненных острыми стеклянными осколками, трюкачи используют не настоящее стекло, а его безопасную имитацию, сделанную из... сахара.
Сироп из кастрюльки
«Карамель начинается с сиропа, — объясняет Владимир Маров из Slad iS, одновременно загружая в металлическую кастрюлю сахарный сироп и добавляя туда глюкозу. — Глюкоза делает сироп менее подверженным засахариванию при охлаждении, а также более эластичным. Поэтому с такой карамелью гораздо легче работать». Однако лампочку, как объясняет Маргарита, мы будем делать из другого материала: «Колбу придется выдувать, подобно тому, как это делают с настоящим стеклом стеклодувы. А сахар, даже с глюкозой, для этого недостаточно эластичен. Так что будем использовать изомальт — он размягчается под воздействием тепла и в этом состоянии легко тянется». Изомальт— производное природного сахара (продукт ферментативной обработки сахарозы в изомальтулозу с последующим каталитическим гидрированием), он примерно в два раза менее сладкий, чем сахароза. Но сначала мы все-таки просим показать, как же делают обычную карамель.
Цветные сладости
Считается, что слово «карамель» пришло в европейские языки из латыни (calamus) и греческого (kalamos) — и то и другое означает тростник. По-видимому, именно коричневый цвет тростникового сахара, сходный с цветом проваренного сахарного сиропа, и послужил причиной названия. Для получения характерного цвета сироп варят при температуре порядка 160 °C в течение 30−50 минут. Незадолго до окончания варки в сироп вносят вкусовые добавки. После этого начинается основная работа. Владимир выливает сироп двухсантиметровым слоем на специальный металлический стол, внутри которого течет проточная вода, и вмешивает туда пищевые красители — зеленый и красный, оставляя одну секцию естественного карамельного цвета. Сироп быстро остывает, и Маргарита разрезает лист карамели на части и переносит цветные образцы на горячий стол — поверхность с регулируемым нагревом (до 60−70°С). Там полузастывшая карамельная масса поддерживается в мягком состоянии столько, сколько требуется по технологии.
Перламутровый блеск
Для получения непрозрачной белой массы карамель «вытягивают». Этот процесс чем-то напоминает изготовление витого дамаска: массу растягивают в длинный тяж, его складывают пополам, перевивают, затем процесс повторяют много раз. При этом между слоями образуется тонковолокнистая карамель с большим количеством воздушных прослоек, придающих массе «перламутровую» непрозрачность.
Нанокарамель
На горячем столе из мягкой массы, как из пластилина, Маргарита вылепляет профиль будущего леденца: две толстые, в руку толщиной, «колбасы» с зеленой и красной сердцевинами и белой оболочкой. Через несколько минут вытягивания и раскатывания толщина «колбасы» уменьшается до сантиметровой. «Точно так же делают рисунки, — говорит Маргарита, — сначала в крупном масштабе, потом аккуратно вытягивают и раскатывают, сохраняются даже надписи. Вот такие нанотехнологии!»
Разве что не светит
Для изготовления колбы Маргарита использует прозрачный и очень пластичный изомальт, надувая его с помощью медной трубки и резиновой груши. После нескольких неудачных попыток колба получается почти идеальной формы и практически неотличима от образца — традиционной 60-ваттной лампы накаливания. После того как придирчивое сравнение с образцом не выявляет серьезных отличий, Маргарита, нагрев с помощью кондитерской горелки медную трубку, аккуратно снимает с нее полученную колбу и приступает к следующему этапу — изготовлению цоколя.
Его решено сделать из черной «тянутой» карамели. Прослойки воздуха придают ей блеск, похожий на металлический, и деталь получается очень похожа на настоящую. После формования серебристого цилиндрика его приваривают с помощью той же горелки к готовой колбе. Посмотрев на почти готовую «лампочку» взглядом перфекциониста, Маргарита добавляет несколько штрихов — наносит импровизированную «резьбу» и припаивает с помощью горелки на донышко цоколя серебристый центральный контакт. С расстояния в метр отличить сладкую лампочку от оригинала можно разве что по отсутствию нити накаливания (это изначально не было предусмотрено нашим техзаданием). Когда я делюсь этим соображением с Маргаритой, ее глаза загораются и она говорит на прощание: «Приходите через пару дней. Я уже придумала, как можно это сделать».