Письма читателей: За лучшие письма — призы!
Лучшее письмо месяца
Александр Бакланов: Среди сооружений, описанных в статье «Гармония сфер и полусфер» («ПМ» № 11'2009), купол собора Святого Павла в Лондоне стоит несколько особняком. Пятый из соборов Святого Павла был построен архитектором Кристофером Рэном, после того как предыдущий, четвертый, сгорел во время Великого пожара 1666 года. Предыдущий собор был почти на 40 м выше нового, но у старого был шпиль. Сэр Кристофер много раз кардинально менял проект собора, и тому, что над собором возвышается уникальный купол, по преданию, человечество обязано воле короля Карла II. Особенность купола в том, что это матрешка из трех куполов, надетых один на другой. Снаружи купол овальный, а внутри — полусфера... Внутренний кирпичный купол диаметром 34 м опирается на восьмигранное основание. На самой вершине купола, расписанного в 1716—1719 годах художником Торнхиллом, находится шестиметровое световое отверстие — окулюс. Снизу кажется, что сквозь него видно небо. В действительности над внутренним куполом возвышается 32-метровый конический кирпичный купол с множеством световых окон. Он служит основой для крепления металлических конструкций, поддерживающих деревянный каркас наружного свинцового купола. Но главное назначение конуса в том, что он несет на себе световой фонарь и башню с верхушечным шаром и крестом. Архитектор Рэн похоронен в соборе. Найти его могилу сложно. Она в нижнем помещении — крипте. Но и среди находящихся там двух сотен могил искать бесполезно. Меня к могиле провел местный священник. В скромном помещении лежит скромная плита со скромной эпитафией: Lector, si мonumentum requiris, circumspice («Читающий, если ты ищешь памятник — оглянись вокруг»)... Чтобы соотечественники и приезжие не забывали об этой особенности истории, план собора Святого Павла, как и портрет его создателя, попали на британскую 50-фунтовую банкноту. Это дорогого стоит!
Гибрид паровоза и самолета
Александр Королёв: В статье «Летающий паровоз» («ПМ» № 10'2009) больше внимания уделено не конструктивным особенностям паровых двигателей, используемых в самолетостроении, а фактам применения паровых двигателей в самолетах. Наряду с обычным в то время поршневым паровым мотором появилась конструкция уникального «турбокотла». Приоритет его изобретения принадлежит «отцу русской авиации» Н.Е. Жуковскому. Именно этот тип двигателя вдохнул новую жизнь в довоенное развитие паровой авиации. Англия, Германия, СССР в 1930—1940-х годах активно разрабатывали конструкции таких моторов. В 1933 году проходили испытания моторов Junkers-Jumo, показавших эффективный КПД 36,6%. Интересно, что до войны «турбокотлы» разрабатывались не только для самолетов, но и для судов и стационарных энергоустановок, а после постепенно были забыты. А жаль — очень оригинальная конструкция!
Штриховой приоритет
Игорь Евдокимов: В рассказе об истории штрих-кодов («ПМ» № 11'2009) авторами этого изобретения названы Вудланд и Сильвер. Однако существует и другая версия, согласно которой штрих-коды разработал инженер Дэвид Коллинз, который работал над оптимизацией сортировки железнодорожных вагонов в штате Пенсильвания. Он предложил освещать номера вагонов прожектором и считывать информацию с помощью фотоэлементов. Для облегчения распознавания он предложил записывать номера специальным кодом из оранжевых и синих полос. Так кто же все-таки изобрел штрих-коды?
ПМ: Коллинз, сотрудник компании Sylvania Corporation, действительно предложил подобную систему кодирования вагонов, но опробована она была в 1961 году, значительно позже, чем система Вудланда и Сильвера. Система Коллинза не получила распространения на железной дороге, однако сам Коллинз в конце 1960-х основал компанию Computer Identics Corporation, которая впервые использовала штрих-коды в их практически современном виде в промышленности (не в торговле) — на заводе General Motors в Понтиаке и в дистрибьюторском центре General Trading Company в Карлсбаде. Но приоритет изобретения штрих-кода принадлежит все-таки Вудланду и Сильверу.