Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Автор лучшего письма месяца получает в подарок беспроводную мышь Wireless Mobile Mouse 3000 от компании Microsoft. Мышь очень изящна и комфортна для руки, автоматически переходит в режим экономии при отсутствии активности и, что главное, умеет «складываться» для удобства транспортировки
Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Лучшее письмо месяца

Заметка «Жар и грохот» («ПМ» № 10'2009) написана с неточным изложением некоторых фактов. Фильм «Зеркальные войны» (рабочее название «Су-ХХ») снимался с 2003 по 2005 год с участием самолета Су-35 УБ. При съемке катапультирования на земле (осенью 2004 года) специалисты ЛИО «Звезда» разместили на кресле К-36ДМ грузы для изменения центровки (чтобы кресло не летело вперед, ведь в кино оно должно было имитировать катапультирование в полете). Кресло установили на специально перекрашенный Су-27 УБ № 03 (видно, что переднее горизонтальное оперение отсутствует), а сам самолет — в торце ВПП, так чтобы в кадр не попадали деревья. Для сдува дыма и пламени от реактивной струи двигателей кресла по соседству поставили Су-24, двигатели которого вывели на максимально возможную на земле тягу. Катапультирование прошло на ура, в кабине самолета не повредилась даже ткань, которой обмотали провода, только слегка закоптился гаргрот. Все лишнее, что попало в кадр, «убрали» на компьютере. Два полета со снятой откидной частью фонаря и без кресла во второй кабине (закопченность гаргрота нарисовали черной гуашью) провели в Анапе в феврале 2005 года на Су-35 УБ на высоте порядка 1500 м на малых скоростях, так что Евгений Фролов по прибытии в Москву заболел — и не от жара набегающего потока, а от холода двухчасового полета. Съемка велась с летящего рядом Як-40 (а он не может летать на сверхзвуке), на котором демонтировали переднюю дверь (слева за кабиной экипажа), установили камеру на гироскопической платформе (со сленговым названием «гравицапа»), а чтобы съемочная группа не замерзла в салоне, систему кондиционирования включили на максимальный обогрев (кстати, сквозняк в салоне почти не ощущался).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Леонид Меркулов, ведущий инженер по летным испытаниям

Астрономия Улугбека

Михаил Мальцев: В статье «Звездочет с острова Гвен» наблюдения Тихо Браге названы беспрецедентными по точности. За 120 лет до него в Самарканде работал великий правитель и еще более великий астроном хан Мухаммед Тарагай по прозвищу Улугбек. В 1420-х годах по его приказу была построена лучшая в мире в то время и на ближайшие 200 лет обсерватория. На основе сделанных в ней наблюдений в 1437 году был составлен один из первых в мире каталогов звезд, включающий свыше тысячи объектов. «Секретом» Улугбека был грандиозный квадрант радиусом 40 м, длина дуги одного градуса на нем равнялась 70 см. Он давал точность, которую только два века спустя удалось достичь с помощью телескопов. Инструменты Тихо Браге рядом с ним были как бинокль рядом с телескопом LBT. Также в обсерватории велись наблюдения за планетами. Так что альтернативный источник данных для Кеплера или кого-то другого был. Развалины обсерватории, в том числе часть главного квадранта, сохранились до нашего времени и являются одним из самых ценных памятников архитектуры и истории Узбекистана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПМ: Улугбек и другие наблюдатели его обсерватории действительно составили каталог примерно с тысячей звезд, как и у Браге. Однако историки астрономии все же считают, что Браге и его ассистенты добились большей точности в измерении звездных координат (в Самарканде погрешность почти не опускалась ниже трех угловых минут, а у Браге доходила до одной минуты). Кроме того, слово «беспрецедентный» в статье относится к европейской астрономии, а труды Улугбека были изданы в Англии только в 1665 году, более чем через полвека после кончины Тихо Браге. Но, разумеется, Улугбек был замечательным астрономом.

Под раздачу

Михаил Кузьмин: В статье «Момент под раздачу» («ПМ» № 10'2009) написано, что трансмиссия с межосевым дифференциалом впервые появилась на модели Eagle американской компании АМС в 1980 году. Там же скромно упоминается отечественная «Нива» с такой же трансмиссией и механической блокировкой дифференциала. Но ВАЗ 2121 «Нива» выпускалась с 1977 года! Где все-таки впервые появилась трансмиссия с межосевым дифференциалом — в Америке или в СССР?

ПМ: AMC Eagle действительно первый автомобиль, совместивший в себе качества внедорожника и легкового автомобиля, и первый — с межосевым дифференциалом в трансмиссии, блокируемым вискомуфтой. В конструкции «Нивы» (полноценного внедорожника) используется схема с механической блокировкой.