Письма читателей: За лучшие письма — призы!
Лучшее письмо месяца
Люба Мальцева: Во врезке «Подводные авианосцы» («Крылатые субмарины», «ПМ» № 9'2009) среди названных вами подводных лодок только японские были концептуальными авианосцами, точнее — авианесущими крейсерами, поскольку несли полноценное торпедно-артилерийское вооружение. Английская М2 была экспериментальным судном, перестроенным из неудавшейся бомбардирской ПЛ, а об уникальной французской ПЛ «Сюркуф» стоит сказать особо. Ее построили в 1929 году как ПЛ для боевых действий в составе эскадр и одновременно как рейдер. Если первая из этих задач абсурдна, то вторая была сформулирована верно. В результате получилась смесь архаизмов и «сырых» технических решений. Из первых отмечу вооружение ПЛ торпедами двух различных калибров и размещение части торпедных аппаратов не в корпусе, а под настилом палубы, где они были уязвимы для волн и вражеского огня. Из новинок самая известная — интегрированная в переднюю часть рубки башенная установка с двумя орудиями калибром 203 мм. По проекту орудия могли заряжаться и наводиться на цель на перископной глубине и стрелять из полуподводного положения. Однако обеспечить герметичность башни не удалось. Также «Сюркуф» был оснащен ангаром для гидроплана-разведчика и краном для его спуска на воду и подъема на борт. Опыты с разборным самолетом подтвердили жизнеспособность идеи, но сборка-разборка самолета занимала слишком много времени. Требовался самолет со складным крылом. Его французы создать не смогли. А принятый в 1930 году Лондонский морской договор ограничил калибр артиллерии подлодок 155 мм. Для «Сюркуфа» сделали исключение, но проект был закрыт. Подводная лодка, на базе которой могли быть созданы лучшие ПЛ своего поколения и класса, оказалась на обочине истории. В 2005 году она вдохновила японцев на съемку фильма «Лорелея: ведьма Тихого океана» о боевой службе реально-фантастической ПЛ И-507, прототипом для которой послужил «Сюркуф».
Собаки — как люди!
Алла Беляевская: В рубрике «Вопросы и ответы» «ПМ» № 9'2009 написано, что для человека разнообразие в еде очень важно. Но оно важно и для животных! У любого животного есть свойственный виду тип кормления, в соответствии с которым в ходе эволюции «выстроены» его анатомия и физиология. Не меньшее значение пищевое поведение имеет и для психики. Собаки и кошки — хищники, а если хищник грызет сухарики, его тип питания перестает соответствовать природному. Поскольку добыча и поглощение пищи — одна из основных функций организма, все, что с ней связано, лежит в фундаменте психики. Поэтому температура, текстура и вкус пищи имеют важное значение не только для человека, но и для животных — от этих ощущений непосредственно зависит развитие практически всех видов мышления. Так что нашим собакам тоже не очень-то полезно есть однообразную пищу изо дня в день.
Не тот поезд!
Виестурс Ритерс: В статье о высокоскоростных поездах («ПМ» № 9'2009) было сказано, что за почти 30 лет эксплуатации на высокоскоростных линиях с поездами TGV не было ни одного серьезного инцидента. А как же катастрофа, произошедшая 3 июня 1998 года у Эшеде (Германия), где поезд сошел с рельс и врезался в опору моста, что привело к гибели более ста человек? Или это не является «серьезным инцидентом»?
ПМ: В статье идет речь именно о французских поездах TGV. А катастрофа у Эшеде произошла с немецким поездом ICE (InterCityExpress). Это разные поезда, разработанные разными производителями.
Как вы яхту назовете...
Михаил Вишняков: Во врезке в статью «Крылатые субмарины» («ПМ» № 9'2009), посвященной подводным авианосцам, рассказывается о некоей французской субмарине «Пират». Такой подлодки у французов не было. Скорее всего, имеется в виду знаменитая эскадренная подлодка «Сюркуф», названная в честь корсара Робера Сюркуфа, жившего в XVIII веке. Почти десять лет «Сюркуф» удерживал звание самой крупной подлодки на планете до появления нового рекордсмена — японской I-400.
ПМ: Да, конечно, имелась в виду субмарина Surcouf NN3. А «Пиратом» ее прозвали на флоте.