Письма читателей: За лучшие письма — призы!
Лучшее письмо месяца
Андрей Александров: Подслушивающий «жучок» на кабеле связи, упоминаемый в статье «Подводный шпионский триллер» («ПМ» № 4'2009) удалось поднять нашему экипажу кабельного судна «Ингул» при штатном ремонте кабеля, который предположительно был порван рыбаками донным тралом (хотя у кабеля существует зона отчуждения для рыбаков, так что они не имели права там ловить). Подняв кабель и прозвонив его, судно-кабелеукладчик двинулось к месту обрыва. «Ингул» был оснащен уникальной линейной кабельной машиной английского производства, которая имела более десятка пар специальных пневматических шин, позволявших протягивать даже оптоволоконный кабель с усилием в 9 т на глубину до 5 км, не ломая его, а медный кабель протягивать вместе с усилителем (это такой большой цилиндр на кабеле), при этом шины автоматически разводились для пропуска усилителя. Дело было ночью, судно шло на кабельной машине, просто протягивая кабель. Работа монотонная, изредка проскочит усилитель — шины автоматически разведутся, пропустят его, — и снова километры кабеля. Дежурный кабельной машины задремал... и тут по связи с мостика раздается крик: «Почему встали?!» Оказалось, кабельная машина остановилась из-за перегрузки. Дежурный вышел в ангар и увидел на кабеле цилиндр, но куда большего размера, чем усилители, — шины просто не смогли развестись, и сработала автоматика, остановившая машину. Кабель расшили, сняли инородный предмет. Это и был тот самый «жучок», причем он был оснащен системой отцепа от кабеля в случае подъема, но растительность не дала клешням этой системы разжаться. Так благодаря рыбакам, порвавшим кабель, и подводной растительности нашему сонному экипажу удалось поднять сверхсекретный американский шпионский «жучок».
Только четыре?
Александр Слуцкий: В статье «Без шума и пыли» («ПМ» № 4'2009) меня озадачил выбор представленных схем (кстати, подписи не соответствуют иллюстрации — видимо, перепутаны). Видов глушителей много больше, в настоящее время появилось огромное количество вариантов одних только многокамерных устройств. Почему, не рассматривая многие удачные решения, вы предоставляете глушитель с обтюрацией, который является одним из самых неудачных (при его использовании пуля теряет скорость, ухудшается кучность стрельбы, мембраны быстро изнашиваются, во многих образцах они, по сути, одноразовые)?
ПМ: Вы совершенно правы — произошла техническая накладка: в последний момент картинку зеркально повернули, а подписи не скорректировали. Что касается схем, то четырьмя вариантами конструкции глушителей, конечно, не ограничиваются. Но эти четыре являются наиболее характерными типами, на примере которых можно объяснить принципы работы глушителей.
Ракеты против облаков
Сергей Данилов: В заметке «Битва с облаками» («ПМ» № 5'2009) рассказано про различные средства доставки кристаллизующих агентов в облака — от самолетов до пусковых фейерверочных установок. Но почему-то нет ни слова про противоградовые ракетные комплексы типа «ПГИ-М», «Облако», «Кристалл» и «Алазань». А ведь они позволяют доставить реагенты на высоту от 6 до 12 км, то есть перекрывать диапазон высот, который недоступен фейерверочным установкам, и по рентабельности превосходят авиацию, особенно при применении в условиях горной местности. Пусковые установки представляют собой своего рода стационарные «катюши» периода Великой Отечественной войны. Противоградовые ракеты делали одно- и двухступенчатыми, с различной концентрацией химического агента и даже с кассетной боеголовкой («Кристалл»). В 1980-х — 1990-х годах ФГУП «Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева» (я работал там некоторое время) выпускало ежегодно порядка 100 000 противоградовых ракет «Алазань». Выпускаются эти противоградовые ракеты и сейчас («Алазань-5», «Алазань-6» и ДАРГ-Р). Ракеты поставлялись и поставляются до сих пор на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья (Бразилия, Аргентина).