От редактора

В процессе подготовки номера я попал в Музей бронетанковой техники в Кубинке – нам было нужно сфотографировать немецкий танк «Тигр». Там технике вермахта отведен отдельный павильон.
От редактора

Честно говоря, экспозиция меня поразила: я и представления не имел о многих экзотических германских бронированных монстрах. Там были и танкшар, и минный трал, больше напоминающий шагающего бронированного монстра из «Звездных войн», и невероятного размера самодвижущаяся орудийная установка. Тут же вспомнились и прочие технологические достижения Третьего рейха — крылатые, зенитные и баллистические ракеты, вертолеты, самонаводящиеся торпеды, реактивные самолеты, гранатометы и океанские подводные лодки. Создается впечатление, что инженерная мысль (по крайней мере, военная) била ключом только в Германии 40-х годов, а весь остальной мир занимался только дальнейшим развитием трофейной техники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При внимательном изучении проблемы оказывается, что все не совсем так. Хорошую рекламу немецкой инженерной мысли сделало послевоенное рассекречивание технологических достижений Германии. Найти не то что информацию, но и реальные образцы любой техники рейха, даже экспериментальной, не проблема. Все же, что касается отечественной, — большая тайна. Вот, например, в конце 50-х СССР разрабатывал проекты лунных городов. Почему информацию о них нужно получать через первый отдел? Какие секреты хранят в себе проекты самолетов с атомными двигательными установками полувековой давности? Параноидальное

хранение давних секретов нашей промышленности и создает впечатление отсутствия оригинальных идей в нашей стране. Своими скромными усилиями мы будем пытаться исправить это положение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом номере, например, можно прочитать, как устроена сверхсекретная подводная ракета-торпеда «Шквал». И не только прочитать, но и посмотреть как на единственную фотографию торпеды, так и на уникальную схему-разрез. Не менее интересен материал про самолеты Мясищева с атомными реакторами в качестве силовой установки. Занимаясь этим материалом, я не мог не восхищаться смелостью инженерной мысли авиаконструкторов. Повернись история по-другому — может быть, летали бы сейчас аппараты с реактором вместо пламенного мотора. Никого же сейчас не удивляют атомные лодки. И третья якобы секретная технология, про которую мы написали в этом номере, — сверхмощный лазер, созданный в нашей стране. Почему-то считается, что показать его американским сенаторам можно, а вот отечественной прессе и читателям — нет. Мы исправили это досадное упущение.