Опасный реагент: как дорожная соль наносит вред окружающей среде и почему от нее стоит отказаться

Тонны соли попадают на наши дороги и тротуары каждый сезон. Это позволяет предотвратить огромное количество ДТП, однако вред окружающей среде от такой безответственной меры может быть куда более серьезным.
Опасный реагент: как дорожная соль наносит вред окружающей среде и почему от нее стоит отказаться
Getty Images

Хлорид натрия, которым сегодня посыпают дороги по всему миру, может быть опасен не только для растений и животных, но и для человека

Большая часть дорожной соли-это обычный, заурядный хлорид натрия (NaCl). Вы храните его в своем кухонном шкафу. Он позволяет снизить температуру замерзания воды с 0°C по Цельсию до примерно -9°C. Нью-Гэмпшир был первым штатом США, который начал использовать дорожную соль в 1938 году, но к 1970-м годам ученые уже забили тревогу по поводу потенциальных негативных последствий этой практики, особенно загрязнения колодцев. Тем не менее, наша зависимость от дорожной соли только усилилась, утроившись за последние 45 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После каждого таяния снега или дождя вода смывает соль в придорожную растительность и, в конечном итоге, химические соединения попадают в грунтовые воды. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) измеряет загрязнение, вызванное дорожной солью, анализируя следы хлорида натрия. В 1988 году агентство установило порог безопасности, заявив, что любое количество хлорида более 230 миллиграммов на литр воды наносит вред водной флоре и фауне.

Сравнивая наборы данных из Национальной базы данных EPA по обследованию водных ресурсов, ученые проанализировали рост концентрации хлоридов с течением времени в озерах, ручьях и водно-болотных угодьях страны. Они обнаружили, что пороговые значения, установленные EPA, регулярно превышались.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Озера с дорогами в их дренажном бассейне оказались особенно уязвимы для загрязнения дорожной солью. Например, на одном озере в горном парке Адирондак в Нью-Йорке только за последние 37 лет количество хлоридов увеличилось в три раза. Городские озера и реки — еще одно проблемное место, в котором регулярно обнаруживают 20-30-кратное превышение порога EPA.

Что еще более тревожно, дорожная соль регулярно попадает в питьевую воду. Мало того, что избыточное потребление соли вредит людям, эти вещества при движении по грунтовым водам могут привести за собой вредные химические вещества, содержащиеся в почве, такие как радон и ртуть. Высокие уровни хлорида также могут вызвать коррозию водопроводных труб, высвобождая тяжелые металлы, такие как свинец, в питьевую воду. Альтернативы этой практике у нас пока нет, поэтому единственный имеющийся на сегодня выход — использовать соль как можно более экономно и точечно.