Страсть, любовь, спорт, адреналин и... КАМАЗы

Чем запомнился 2021 год?! В нашем списке ярких событий — премьера «Мастера» — первого в мире сериала про ралли рейды. Российский проект производства Art Pictures Vision, не уступающий по масштабу голливудскому размаху, уже покорил миллионы зрителей. Подготовка велась несколько лет. А в самом проекте участвовали действующие 18-и кратные чемпионы ралли Дакар – команда «КАМАЗ-мастер».
Страсть, любовь, спорт, адреналин и... КАМАЗы

Всегда интересно узнать из чего складывается путь успеха. Что стоит за красивой картинкой, высокими рейтингами и зрительской любовью. О том, какие технологии используются в кино, действительно ли актеры управляли спортивными грузовиками и чуть больше из жизни уникальной заводской команды - в нашем специальном материале. Мы попросили оператора-постановщика Вячеслава Лисневского прокомментировать ряд сцен и раскрыть нам магию создания реалистичной картинки на экране.

Нажми и смотри

Начнем сразу с того, что в России не так много известных на весь мир спортивных команд, тем более, гоночных. «КАМАЗ-Мастер» — обладатель бесчисленных международных наград и победитель 18-ти «Дакаров». А еще - один из главных брендов спортивных грузовиков на планете. И то, что в этом году, после очередной победы команды, на экраны российских телеканалов и онлайн-платформ вышел первый в мире сериал про ралли-рейды – вполне ожидаемо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проект поистине масштабный. Стартовали съемки на родине команды «КАМАЗ-мастер» в городе Набережные Челны, продолжились в Астраханской пустыне и в Казахстанских степях, а закончились в столичных павильонах. В общей сложности съемочная группа вместе с профессиональными гонщиками проехали свыше 10 000 км, несмотря на пандемию и закрытые границы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мастер — это проект про преодоление. Про преодоление себя, обстоятельств и ситуаций. Это можно применить и к сюжету, и к съемочной группе на этом проекте. Задачи и вызовы стояли непростые - реализовать задуманное и с точки зрения драматургии, и с технической стороны. Требовалось применить все свои ресурсы, знания и придумать что-то новое» - рассказывает Вячеслав Лисневский, оператор-постановщик проекта «Мастер».

По словам Вячеслава, это были сложнейшие экспедиции в его многолетнем кино опыте. В Астрахани, например, жара вносила свои коррективы. В дни съемок температура достигала отметки выше +45 градусов. Тепловой удар могли получить не только люди, но и техника. А в экспедиции в Казахстан пришлось проехать порядка 2000 км при закрытых границах, запрещенных въездах, да и еще и в составе 29 машин. «Конечно, этот проект дал всем нам возможность оказаться там, где многие никогда бы и не оказались. Где нет туристических зон, инфраструктуры. Это дикие места, в которых только животные, насекомые и какие-то безумцы типа нас», - улыбаясь, делится Лисневский.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Казахстане, например, гонки снимали в месте Босжира. Да-да, тот самом, о котором так восхищенно рассказывал Юрий Дудь в одной из своих программ. Сравнивая, что тут вполне могли бы снять продолжение «Безумного Макса». Виды, которые открываются, действительно, необычны и практически неповторимы.

Напомним, что в центре сюжета — жизнь спортсменов команды «КАМАЗ-мастер». И как говорили сами создатели проекта перед каждой серией: «все персонажи этого фильма вымышлены, все события когда-либо случались». Так что в основе повествования, конечно же, гонки.

Нажми и смотри

Жизнь команды быт завод показаны детально и достоверно. Наверное, благодаря тому, что на протяжении всей работы над сериалом, от написания сценария до финального монтажа, авторы находились в тесной связке с командой «КАМАЗ-мастер». Ребята — многократные чемпионы ралли-рейдов не просто консультировали авторов, но и снимались в сериале в качестве дублеров. Вести грузовик даже среди спортсменов может не каждый.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, была задача, где грузовику нужно перевалиться через бархан и остановиться перед камерой на расстоянии 15-20 см. Эдуарл Николаев (заслуженный мастер спорта, пятикратный победитель «Ралли Дакар», — прим. редакции) выполнил это дважды с ювелирной точностью. «Продюсеры предупреждали, что это очень опасно и рискованно, можно разбить камеру. Но уровень доверия к пилотам был настолько высокий, что я не переживал, знал, что они справятся. Они очень четко чувствуют габариты этого огромного грузовика и делают все маневры максимально точно. Я даже не боялся оставаться на траектории движения КАМАЗа, знал, что они остановятся».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Или, вот мы смотрим на экране, как несколько 10-ти тонных грузовиков красиво несутся наперегонки по бездорожью, по бескрайней пустыне. Чтобы найти необходимые решения, как снимать с воздуха, с земли, чтобы идти вровень, не уступать по скорости и проходимости спортивным КАМАЗам. Для этих задач даже свезли всю стабилизацию, которая существует в Москве: коптеры, стабилизационные головы, машины, стрелы, роботы. В общем, все, что сейчас есть на кино рынке. В результате разработали специальную машину - «багги-арм».

Это машина, сделанная на основе спортивного багги, оборудованного под езду по бездорожью. У нее очень большой ход подвески, она может справляться с большим объемом рельефных местностей, может и прыгать, и ехать очень быстро. На багги установили стрелу, на стрелу - стабилизационную голову. Таким образом, решили очень много задач, связанных с тем, как ехать параллельным ходом со спортивным грузовиком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также на съемках были задействованы и «Russian Arm», коптеры, «авто грипп». И такое новое устройство как «Car mount». «Оно было разработано инженерами КАМАЗ-мастера, когда камера прикрепляется к машине и движется синхронно с грузовиком. Разработчики называли ее Каркалыгой. Мы по-киношному – "car mount", - добавляет Лисневский.

А еще, чтобы добиться реалистичности, когда актеры внутри кабины ведут диалоги и одновременно управляют КАМАЗом. То для этих задач пришлось пригнать гоночный грузовик в московский павильон, разобрать его, кабину установить на гимбл — устройство, которое с разной скоростью и с разным темпом и амплитудой трясет кабину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Представьте себе актеров, которых целый день трясет точно так же, как и спортивных пилотов во время заезда. А они вынуждены из раза в раз повторять одни и те же реплики, играя то волнение, то напряжение, то разочарование и еще делать вид, что этой махиной управляют именно они, а не гимбл. «Актеры сначала радовались, им это напоминало аттракцион. А в конце смены просто выползали из кабины» - улыбаясь, комментирует Лисневский. - В общем, нам удалось добиться максимального реализма. Я помню премьеру проекта, когда пилоты спортивной команды находились рядом, то они от удивления заулыбались, засмеялись. Потому что даже у них возникло абсолютное ощущение, что их машины ведут актеры».

Нажми и смотри

Кроме ралли-рейдов в сериале фигурирует стритрейсинг, картинг и даже мотоспорт. Первая серия интригует нас появлением в кадре как раз мотоциклов. Съемки мотогонок проходили на знаменитой автогоночной трассе - Казань Ринг Каньон. Чтобы качественно и реалистично, а главное безопасно снять мотоциклиста на скорости, инженеры «КАМАЗ-мастер» придумали и сконструировали устройство, благодаря которому режиссер сам управлял наклоном мотоцикла и наклонял его в нужную сторону в зависимости от направления движения в кадре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но помимо соперничества, огромного количества техники и драйва, в сюжете есть и любовные линии, истории про дружбу и семью, про борьбу за власть. Все эти линии необходимо было разделить по способам повествования не только драматургически, но и технически.

«Например, по сюжету молодые пилоты в свободное от тренировок время, увлекаются стритрейсингом, девушками и тусовками. Эти истории нужно снимать динамично — с помощью многочисленных проездов, динамичного света и ручной камеры. Вторая часть фильма — это личные отношения. Здесь использовались более воздушные приемы, движение со стедикамом, краном, внутрикадровый монтаж, спокойные тона по цветам объекта, способам освещения и костюмам. У руководства команды свои отношения — это конкуренция, соперничество, споры о способах и методах управления командой. Необходима более консервативная подача. Уровень напряжения передается за счет плавных наездов и проходов персонажей» - рассказывает оператор-постановщик сериала.

Съемки финальной гонки прошли в Казахстане и именно эту экспедицию создатели сериала называют самой непростой. У команды было буквально несколько дней. «Мы понимали, что сюда уже не попадем и у нас есть только один-единственный шанс снять все запланированные сцены. Расстояния, которые приходилось преодолевать от точки до точки, при этом очень быстро и при невыносимой жаре, это стоит отдельного рассказа. 3 дня съемок в Казахстане, пожалуй, самые сложные 3 дня в моей карьере» - делится впечатлениями Слава.