Секреты художников: почему глаза персонажей на некоторых картинах следят за наблюдателями
Согласно Today I Found Out, добиться эффекта «вездесущего взгляда» может даже умеренно опытный художник. Для этого всего лишь нужна небольшая иллюзия глубины, чтобы нарисованный человек выглядел «объемно» и чтобы взгляд был направлен на человека, стоящего перед картиной.
В исследовании 2004 года, проведенном в Утрехтском университете в Нидерландах, ученые пришли к выводу, что за странный эффект отвечает визуальное восприятие человека. То есть он работает как оптическая иллюзия.
Так как перспектива, тени и свет на картине не меняются при движении наблюдателя, то, если глаза на картине смотрят прямо, они будут следить за наблюдателем по всей комнате. Двухмерную картину нельзя обойти и увидеть глаза сбоку – в любом случае мы получим вид спереди со зрачками обращенными на смотрящего.
Интересно, что если художник напишет глаза так, чтобы они смотрели не прямо на потенциального наблюдателя, а слегка в сторону, то эффект перестанет работать.
Впервые эта техника стала широко использоваться в живописи XIV веке, когда художник и архитектор Филиппо Брунеллески представил миру искусства идею «линейной перспективы». В основе линейной перспективы – схождение всех линий картины в одной точке на горизонте, что создает иллюзию глубины. Такой подход в сочетании с умелой работой со светотенью позволял художникам делать крайне реалистичные картины.
Рассказываем почему происходит этот довольно жуткое явление.