Выставка New Elements: наука как искусство
На экспозиции представлены 12 произведений ведущих современных художников из разных стран: Мемо Актен (Великобритания — Турция), Ральф Беккер (Германия), Эрих Бергер (Финляндия), Аки Иномата (Япония), Рёити Курокава (Япония), Tуула Нярхинен (Финляндия), Анна Ридлер (Великобритания), Томас Сарасено (Аргентина), Илья Федотов-Федоров (Россия), Tомас Фойерштайн (Австрия), Tереза Шуберт (Германия), Forensic Architecture (Великобритания), а также специальное издание об изменении ледников Алтая гляциолога Андрея Глазовского.
«По традиции мы воспринимаем Третьяковку как галерею в Лаврушинском переулке, как оплот традиций и музей, который хранит классическое русское искусство от XI до начала XX века. Но мы совершенно забываем о том, что Павел Михайлович Третьяков — человек, чье видение было опережающим свое время. Он собирал самое актуальное современное искусство, в том числе и то, которое ни зрители, ни критика не принимали. Поэтому интерес ко всему, что является, на мой взгляд, опережающим время, это то, что присутствует в ДНК галереи. То, что делает Фонд Laboratoria Art&Science — это искусство на острие сегодняшнего дня, основанное на важнейших гуманистических принципах», — отметила на открытии выставки Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи.
Аудиовизуальная биотехнологическая инсталляция Терезы Шуберт, созданная специально для выставки при поддержке «Лаборатории Касперского», объединяет лес с серверными фермами. 3D-сканирование этих двух инфраструктур контролируется живой скульптурой — биореактором с водорослями. Зрители, освещая водоросли своими телефонами, помогают им расти. Вместе они образуют гибридную экосистему — техно-органический коллаж мира, в котором природа, культура и цифровые технологии становятся все более взаимосвязанными и неразделимыми.
«Это выставка о нетривиальном взгляде на данные. Что, если информация и вычислительные процессы не абстрактны, а материальны? Что, если смысл не порождение человеческого разума, а часть нашего мира? Физический мир — это аналоговый компьютер. Все природные явления записывают и перезаписывают себя огромным количеством способов», — рассказывает Дарья Пархоменко, основатель, художественный руководитель Фонда Laboratoria Art&Science, куратор выставки New Elements.
Доказательно нетривиального подхода — буквально в каждой работе выставки. Во время отливов Темзы художница Анна Ридлер собирала прибрежные ракушки, чтобы запечатлеть историю реки: некоторые моллюски уже вымерли, и их там уже не найти. Ракушки использовались как одна из первых мировых валют, и для Ридлер важно, что они собраны рядом с Лондонским Сити, одним из финансовых центров мира. Ее коллекция послужила материалом для тренировки нейронной сети и генерации бесчисленного количества несуществующих ракушек. Затем они были превращены токен NFT и проданы на одном из первых NFT аукционов Sotheby’s.
Биотехнологическая инсталляция POEM Томаса Фойерштайна представляет собой высокотехнологичную художественную вариацию на тему объекта, хорошо знакомого нашему зрителю — самогонного аппарата. Но эта инсталляция перегоняет в алкоголь не обычные продукты, а слова об искусстве! Подойдите к микрофону, произнесите фразу, и влажный воздух вашего дыхания поступит в машину. Там он проходит несколько трансформаций и превращается в Ursuppe («Первобытный суп»), в котором неорганические молекулы превращаются в органические – то есть моделирует появление жизни на Земле.
Аргентинский художник Томас Сарасено в рамках выставки представил серию фотоотпечатков. Printed Matter(s) сделана с использованием самого распространенного и вредного загрязняющего вещества в городской среде — черного углерода. Частицы этого пылевого загрязнения, которые были специально выделены для произведения из воздуха Мумбаи, становятся материалом для печати изображений космической пыли из каталога NASA — так остроумно художник напоминает нам о важности воздуха и вдохновляет на более чуткое и сознательное сосуществование с окружающей средой и другими видами.
В 2021 году проект «Исследование облаков» группы Forensic Architecture получил Золотую Нику на самом важном международном фестивале Ars Electronica. Междисциплинарная команда из архитекторов, журналистов, кинорежиссеров, программистов и художников использует цифровое и математическое моделирование, машинное обучение и законы гидродинамики для исследования облаков и газовых образований и изучения доказательств колонизации воздушного пространства — загрязнения окружающей среды, химических атак и токсичных выбросов. Их фильм можно посмотреть на выставке New Elements.
Выставка будет работать до 27 февраля 2022.
В рамках образовательной программы выставки New Elements состоятся онлайн-встречи с художниками, участниками проекта: 25 ноября с Анной Ридлер и 28 ноября с Аки Иномата.
Подробности можно узнать на сайте Фонда Laboratoria Art&Science