Письма читателей: За самые интересные – призы
Лучшее письмо месяца
Константин Ереняков: Хотелось бы дополнить статью «А теперь горбатый» («ПМ» № 4'2008) о боевом применении самолета Су-25 в Афганистане. Кроме упомянутой 200 ОШАЭ, в Афганистане с октября 1984 года воевал 378 ОШАП, который базировался в Баграме. В октябре 1985 года полк был доведен до трехэскадрильного состава, то есть включал 3 эскадрильи по 12 машин и звено управления с 40 Су-25. Но информация о том, что без участия штурмовиков не обходилась ни одна крупная операция, все же преувеличение. В частности, Су-25 не привлекались к операции у Рабати-Джали в апреле 1982 года и «зачистке» зеленой зоны Аргандаба в сентябре. Главная причина этого — недостаточный радиус действия с боевой загрузкой (150 км). В результате практически все вылеты Су-25 выполнялись с подвесными топливными баками (ПТБ). «Лишняя» тонна керосина вынуждала сокращать боевую загрузку, которая и без того редко составляла больше тонны, летчики предпочитали сохранять «летучесть» и управляемость, положительно влиявшие на эффективность удара. Ограничивали и боезапас пушки ГШ-30, обычно 150−170 патронами вместо положенных 260. Причиной была неудобная зарядка пушки и перегруженная передняя стойка шасси, которая время от времени складывалась при посадке. С августа 1987 года в ВВС 40-й Армии стали поступать улучшенные Су-25: общая масса бронезащиты возросла почти вдвое, достигнув 1100 кг, было введено автоматическое срабатывание пожарных клапанов, отсекающих топливо от поврежденного двигателя. По документам ВВС 40-й Армии общие потери, проходящие по графе «боевые», за период афганской войны составили 33 штурмовика.
Пушки и стволы
Максим Шамрай: Поскольку я играю в теннис, новый подход к проблеме утилизации отслуживших по прямому назначению теннисных мячей («ПМ» № 6'2008) привлек мое внимание. Хотелось бы добавить для практической проработки следующие теоретические наблюдения. Новые теннисные мячи поставляются в герметично закрытых пластиковых или металлических банках на 3−4 мяча, которые, как правило, сразу выбрасываются либо используются для хранения мячей. Возможно, эти банки (особенно металлические) будут служить лучше в качестве заготовок для ствола, чем картонная коробка из-под чипсов? В любой детской спортивной школе эти банки выбрасывают сотнями. Другой интересный материал для ствола — картонные втулки для намотки бумаги и картона на бумажных фабриках и в типографиях. Толщина стенки такой втулки — более 1 см, и труба получается достаточно прочная и легкая, способная выдерживать нагрузки при разгоне или торможении во время намотки и размотки рулона весом до нескольких тонн. Наиболее применяемый стандарт — втулки с внутренним диаметром 70 и 76 мм. Они достаточно прочны и могут быть длиной 1,5−2 и более метров. Такие втулки, как правило, остаются в любой типографии, печатающей рулонные материалы.
Будьте внимательнее!
Павел Губкин: Позволю себе указать на несколько расхождений статьи «Неавианосцы» («ПМ» № 6'2008) с другими публикациями на эту тему. В статье сказано, что «линкор "Ямато" за всю войну так и не сумел приблизиться к кораблям противника на расстояние действия своего основного калибра». Согласно статье В. Кофмана о японских линкорах 1920−1940 годов, опубликованной в журнале «Моделист-конструктор» (№ 6'1996), линкор «Ямато» все же один раз стрелял по американским кораблям — во время сражения в заливе Лейте. Далее, в подписи к иллюстрации на с. 99 изложена краткая история крейсера «Новороссийск», а изображен крейсер «Баку» (что, кстати, и подписано). Может быть, стоило приписать еще пару строк о том, что под названием «Баку» был построен четвертый крейсер данного проекта, причем сильно доработанный? Ну и наконец, в конце 1960-х Дмитрий Устинов был не министром обороны, а секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам, а министром он стал в 1975-м, после смерти предыдущего министра маршала Советского Союза Гречко. И Билл Брэлфорд сажал на палубу «Арк Рояла» не «Харриер», а его предшественника «Кестрел»... Надеюсь, в следующих номерах журнала количество досадных мелких неточностей уменьшится.