Что такое «чистый ноль» или углеродная нейтральность

Недавно Владимир Путин заявил, что к 2060 году Россия станет углеродно-нейтральной страной, то есть достигнет «чистого нуля». Но что это значит?
Что такое «чистый ноль» или углеродная нейтральность
Unsplash

Запутались в терминах устойчивого развития? Давайте разбираться!

Концепция «чистого нуля» (или углеродной нейтральности) подразумевает, что антропогенные выбросы углерода, вызванные фирмой, заводом или всем государством, уравновешены путем финансирования (создания) проектов, которые поглощают углерод.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При обсуждении вопроса «чистого нуля», чаще всего затрагивается проблема СО2. Углекислый газ выделяется при сжигании ископаемого топлива, и хотя это не единственный парниковый газ, он является одним из главных врагов, так как очень распространен. Таким образом, термин «выбросы углерода» используется для обозначения всех выбросов парниковых газов.

Для решения проблемы парниковых газов Международное энергетическое агентство (МЭА) разработало программу «Чистый ноль к 2050 году». Цель состоит в том, чтобы к середине этого столетия человечество сократило антропогенные выбросы парниковых газов на 100% по сравнению с уровнем 1990 года.

МАЭ выделяет четыре области, которые необходимо радикально перестроить. Это жилищный сектор, транспорт, сельское хозяйство и промышленность. Другими словами, этим секторам придется сократить количество углерода, которое они выбрасывают в атмосферу. Однако, например, авиации будет сложно перейти на другой вид топлива молниеносно, а значит, в мире также должны разрабатываться программы по удалению СО2 из атмосферы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему же этих целей важно добиться именно к 2050 году? Считается, значительные изменения должны произойти задолго до этой даты, а в идеале — до 2030 года. Если человечеству в итоге удастся к середине века сократить выбросы, то к концу века у нас будет 50% вероятность избежать «катастрофического» повышения температуры на 1,5°C.

Увы, многие эксперты, оценивая ситуация в мире сейчас, говорят, что планы программы слишком дерзкие. У человечества есть шанс, но он очень мал и хрупок. Для достижения целей правительства должны объединиться, а главное — богатые страны должны больше помогать развивающимся. Пока это не происходит.