Почему «Игра в кальмара» так популярна и что она говорит о корейском обществе
«Игра в кальмара» довольно необычна для корейской сериальной индустрии. Идею этой жестокой и увлекательной дорамы ее создатель Хван Дон Хёк вынашивал с 2009 года. Но в тот момент реализовать его задумку не представлялось возможным. Мечта режиссера сбылась совсем недавно, когда на корейский рынок прорвался американский гигант Netflix.
Дорама рассказывает о бедном южнокорейском водителе, склонном к азартным играм. Он ставит на скачки, чтобы хоть как-то покрыть то, что задолжал бандитам и банкам, а также удивить дочку, которую жена забрала в другую семью после развода. После ряда неудач герой теряет надежду на лучшую жизнь, но именно в этот момент к нему на станции метро подходит неизвестный и предлагает поучаствовать в игре. Соревнование оказывается игрой на выживание — сотням людей, оставшихся без средств к существованию, предстоит сыграть в детские игры, где проигравшие умирают.
Прежде всего сериал рассказывает о классовом неравенстве — биче любого современного общества. В Южной Корее этот классовый разрыв можно увидеть очень четко — беднейшие слои общества вынуждены жить на улице или в самых грязных подвалах, а самые богатые обитают в пентхаусах в центре Сеула. Прочувствовать эту разницу можно и по корейскому фильму «Паразиты», который получил «Оскар» в 2020 году. Кстати, возможно, именно благодаря его успеху и катящейся по миру «Корейской волне» (халлю) «Игра в кальмара» и стала такой популярной.
Для Кореи в образе главного героя заключена еще одна «боль». В одном из эпизодов он описывает события забастовки на заводе, в которых он участвовал. Завод закрыли, и рабочие остались без денег — единственным выходом из ситуации стала забастовка (аллюзия на событие забастовки на заводе Ssangyong Motors в 2009 году). Полиция силой разогнала рабочих, не обошлось и без жертв. Со временем Корея впитала этот опыт и теперь протесты и забастовки стали нормальной частью общества этой азиатской страны — их не разгоняют и дают людям выразить свои желания.
Явление гиперконкуренции также проходит красной линией через весь сериал. Меньше чем за 100 лет Корея стала из бедной азиатской страны мировым технологическим гигантом, вырастившим одни из самых крупных корпораций на Земле, такие как Samsung и Hyundai Motors. Но все это далось ценой колоссальной конкуренции, которую выдерживали не все — печально известные мосты через реку Хан с предостерегающими надписями наглядно это показывают. В «Игре в кальмара» из 456 человек, начавших игру, выживает только один, который становится победителем. Но какой ценой? Ему буквально приходится идти по головам других людей — прямо как в корейских реалиях.
Жестокие корейские «Голодные игры» под названием «Игра в кальмара» не оставят равнодушным никого. Но этот сериал гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд