Психологическое воздействие: как сайты «заставляют» нас пользоваться ими
«Темные паттерны» оказались невероятно эффективным способом поощрения пользователей потерять свое время, деньги и конфиденциальность. Они представляют собой наборы методов, при помощи которых можно манипулировать веб-пользователями. Их трудно обнаружить, но они все чаще встречаются на веб-сайтах и приложениях, которые мы используем каждый день. Эти продукты — постоянные, вездесущие всплывающие окна, которые мы вынуждены закрывать при посещении нового сайта, а также объявления, появляющиеся перед стрелкой в тот самый момент, когда мы готовы кликнуть по ссылке.
Баннеры cookie остаются наиболее очевидной формой «темных паттернов». Вы можете заметите большую и подсвеченную кнопку «принять все». Она привлекает вас и заставляет нажать на себя в течение доли секунды после прибытия на веб-сайт. Между тем, безвкусные, менее заметные кнопки «управление настройками» или «отказ» – те, с помощью которых мы можем защитить нашу конфиденциальность, — отпугивают нас большим количеством щелчков.
Наверняка вы знаете, по своему опыту, на какую из этих кнопок вы, как правило, нажимаете. Вы можете попробовать согласие на использование файлов cookie на скорость — онлайн-игру, которая показывает, как трудно нажать правильную кнопку в мире «темных паттернов».
Сайты электронной коммерции также часто используют такие паттерны. Допустим, вы нашли товар по конкурентоспособной цене, который хотели бы купить. Вы послушно создаете учетную запись, выбираете технические характеристики продукта, вводите данные о доставке, переходите на страницу оплаты — и обнаруживаете, что конечная стоимость, включая доставку, таинственным образом выше, чем вы изначально думали. Это все не случайно: разработчики сайта надеятся, что вы просто нажмете «заказать», вместо того чтобы тратить еще больше времени на повторение того же процесса на другом сайте.
Другие элементы темного дизайна менее очевидны. Бесплатные сервисы, такие как Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и YouTube, монетизируют ваше внимание, размещая рекламу перед вами во время скроллинга или просмотра записей. В этой экономике внимания, чем больше вы прокручиваете или смотрите, тем больше денег зарабатывают компании. Таким образом, эти платформы специально оптимизированы, чтобы управлять и удерживать ваше внимание, даже если вы предпочтете закрыть приложение и продолжить свой день. Например, искусно разработанный алгоритм, лежащий в основе YouTube, может заставить нас смотреть видео в течение нескольких часов, если мы позволим ему это.
Закрыть все надоедающие окна при заходе на сайт — не самая легкая затея. Но есть у сайтов и куда менее очевидные паттерны, которые заставляют вас оставаться на странице и приносят больше прибыли корпорациям