Письма читателей (февраль 2008 г.): За самые интересные – призы
Лучшее письмо месяца
Дмитрий Воробьев: В вашей статье «Получи, фашист, гранату» («ПМ» № 11'2007) упоминаетcя ковровский завод ИНЗ-2, на который Таубин был откомандирован в начале 1930-х. Сейчас это завод имени В.А. Дегтярева — известный производитель ПТУРС, ПЗРК и стрелкового вооружения. В заводском музее мне сообщили, что там знают о Таубине, но никаких материалов о его пребывании в Коврове, к сожалению, не сохранилось. Небольшое упоминание о Таубине есть в книге О.М. Русакова «Ковровские оружейники». В статье вы пишете, что причины ареста Таубина неизвестны широкой общественности. В то же время бывший нарком вооружения Б.Л. Ванников в своей книге «Записки наркома» выдвигает свою версию ареста и расстрела Таубина. Печальный конец конструктора Таубина, по мнению Ванникова, был обусловлен тем, что тот дал Сталину необоснованные обещания в сжатые сроки разработать 23-мм авиационную пушку, обладавшую меньшими, чем у конкурентов, весом, габаритами и силой отдачи, и добился тем самым выдвижения своего проекта на первый план. Под эти параметры авиаконструкторы стали проектировать самолеты. По словам Ванникова, Таубин далеко продвинулся в создании 23-мм авиационной пушки, но в установленные параметры и сроки так и не вписался, за что и был объявлен «вредителем». Кстати, на заводе им. В.А. Дегтярева производят авиационные пушки ГШ-23 и ГШ-30, создание которых напрямую связано с теми довоенными работами по проектированию 23-мм пушки.
Немного аэродинамики
Илья Рудаков, студент 5-го курса кафедры аэродинамики МАИ: Хочется исправить неточность в описании использования специальных гребней на крыле в статье, посвященной обратной стреловидности крыла («ПМ» № 11'2007). Они препятствуют не распространению срыва потока, а растеканию потока по крылу. Наличие этих гребней влияет только на значение критического угла атаки. На современных самолетах сейчас применяются иные методы увеличения критического угла атаки. Одним из таких способов является использование так называемых полезных вихрей. Это устойчивые вихревые жгуты, сходящие с наплывов крыла, которые сдувают пограничный слой с несущей поверхности самолета, тем самым увеличивая значение критического угла атаки.
Неядерные килотонны
Савва Белый, заслуженный штурман России: Дополню статью «Взрывной эквивалент» («ПМ» № 9'2007). Осенью 1978 года в СССР на Семипалатинском учебном полигоне в исследовательских целях был произведен подрыв 5000 т ТНТ для изучения воздействия ударной волны на испытываемые объекты. ВВ накапливалось и складывалось примерно в 10 км от жилого городка, а затем было переведено на опытное поле. Там же была укатана грунтовая взлетно-посадочная полоса для приема и выпуска такого гиганта, как Ан-22 «Антей», который доставлял по воздуху испытываемые объекты, а также для приема техники, предназначенной для испытания воздействия ударной волны. Сам заряд представлял собой цилиндрическое сооружение без заглубления в грунт, высотой с пятиэтажный дом, в середине которого были проходы и этажи. Все военнослужащие и гражданский персонал, который непосредственно работал на объекте, были одеты только в хлопчатобумажную униформу и резиновую обувь для исключения возникновения разряда статического электричества. Подрыв ВВ производился циклично: сначала верхняя часть для блокирования распространения ударной волны вверх (своеобразная «крышка» из избыточного давления), затем внешний контур для формирования ударной волны и сжатия внутреннего заряда и, наконец, внутренний заряд, который и формировал само ударное тело — цель исследования. Цель эксперимента была достигнута. По рассказам очевидца и участника этого события подполковника в отставке Л.Д. Маркина, эффект был в буквальном смысле слова потрясающим — в жилом городке в некоторых домах вылетели стекла...