Письма читателей (январь 2008 г.): За самые интересные – призы

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лучшее письмо месяца

Виктор Арабинский: Хотелось бы дополнить статью «Эскимосские сказки» («ПМ», № 10'2007). В Советском Союзе на протяжении 1956−1957 годов проводились работы над пластмассовыми кузовами. Результатом работ НАМИ стала опытная малолитражка НАМИ-059 с кузовом из металлического каркаса, обтянутого стеклопластиком. Еще одну «пластмассовую» машину построили студенты и преподаватели МВТУ им. Баумана, модель была названа в честь родного учебного заведения — МВТУ. Автомобиль был оснащен агрегатами мотоколяски СЗЛ (в народе известной как «инвалидка») и отличался вполне оригинальным дизайном.

В 1964 году в экспериментальных мастерских северодонецкого автотреста «Головдонбассбуд» началось изготовление первого в СССР автомобиля с пластмассовым кузовом — микроавтобуса «Старт». Автомобиль базировался на агрегатах ГАЗ-21, весил всего 1320 кг и вмещал 12 человек вместе с водителем. Разработкой кузова занимались специалисты ХАДИ. Дизайн кузова донецкого автобуса не был первобытным, передок был похож на FORD GALAXIE 1959 года, а кили в виде «акульих плавников» позаимствованы у BUICK ELECTRA. Автомобиль выглядел эффектно, даже несмотря на шероховатости поверхности (конечно, глянцевые стальные поверхности, покрытые нитроэмалью, выигрывали в сравнении с пластмассой). Микроавтобусов «Старт» было выпущено всего несколько десятков, но они вошли в историю как первые советские серийные машины с пластиковым кузовом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уточняем траекторию

Владимир Ляхов: В статье «По баллистической траектории» («ПМ», № 11'2007) есть несколько неточностей. Во-первых, на всех наших больших противолодочных кораблях было по одному вертолету (только на нынешнем БПК проекта 1155 — два), самолетов вертикального взлета не было. «Небольшое количество самолетов вертикального взлета» было на тяжелых авианесущих крейсерах типа «Киев». Во-вторых, идея трамплина-рампы к моменту начала проектирования «Кузнецова» (вторая половина 1970-х) уже не была оригинальной: она появилась раньше, в 1972 году, трамплином были оснащены английские авианосцы типа «Инвинсибл». В-третьих, американский авианосец несет не два авиакрыла, а одно (60 самолетов и 8 вертолетов). Причем «чистых» истребителей (F-14) на авианосцах почти не осталось, а «чистых» штурмовиков не осталось совсем — их заменили универсальные истребители-штурмовики F/A-18.

Космические зарисовки

Борис Устинов: Внесу небольшое уточнение в возможные схемы марсианских миссий, описанные в статье «На Марс как к себе домой» («ПМ», № 10'2007). Первая «экономичная траектория» требует, как указано, «минимальных энергетических затрат» лишь в том случае, если точки отлета от Земли и прибытия к Марсу лежат точно на прямой, проходящей через Солнце, и перелет осуществляется по полуэллипсу. Такие траектории называются гомановскими, в честь своего первооткрывателя — немецкого астронома Гомана. В статью «Космос: первые 50» тоже вкрались неточности. Во-первых, упоминается, что диапазон орбит с апогеем около 1500 км соответствует спутникам связи на экваториальных орбитах. Спутники связи, как правило, располагаются на геостационарной экваториальной орбите с высотой 36 000 км. Во-вторых, во фрагменте, описывающем полет кораблей «Союз-Аполлон», ошибочно указана ракета-носитель Atlas 1B вместо Saturn 1B. И наконец, шаттл Atlantis назван четвертым и последним кораблем этого класса, но в 1992 году свой первый полет совершил Endeavour, построенный взамен погибшего Challenger.

ПМ: Просим прощения за неточности. Однако позволим себе не согласиться с поправкой относительно орбит с апогеем 1500 км. Кроме спутников на геостационарных орбитах, используемых в основном для ретрансляции телесигналов, существуют низкоорбитальные (700−1500 км) системы спутниковой связи. К ним относятся, в частности, известные системы Iridium и Globalstar, а также российская система «Гонец».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ