СДВГ: почему в России так редко ставят этот диагноз и практически не лечат больных
В мировой врачебной практике довольно много неоднозначных состояний. Исследований этих тем не так-то много, а вопрос о постановке конкретного диагноза зачастую остается открытым. В нашей стране, например, до сих пор многим ставят диагноз «вегетососудистая дистония», хотя в международной классификации болезней его нет, а симптомы этого состояния могут говорить о множестве болезней — от системной красной волчанки и гепатита до артериальной гипертензии.
Одно синдром дефицита внимания и гиперактивности, скорее, из противоположной области — его признают во множестве стран, а вот в России СДВГ находят лишь у единиц. Чаще всего, конечно, это расстройство развития выявляют у детей, но исследования показывают, что у 50% пациентов симптомы болезни продолжаются и во взрослом возрасте.
СДВГ признает ВОЗ, он включен в международную классификацию болезней, которой обязаны придерживаться российские врачи. Однако, как правило, наши специалисты этого не делают. Это можно объяснить отчасти тем, что в высших учебных заведениях этому состоянию посвящено мало — западный опыт в советском союзе (откуда родом большинство современных учебников по медицине) перенимали далеко не так охотно, как хотелось бы.
С другой стороны, российские психиатры привыкли работать с более тяжелыми состояниями — к ним обычно приходят пациенты с достаточно запущенными психологическими расстройствами. Трудности в поведении ребенка обычно списывают на «возрастное» и говорят, что это со временем пройдет. Однако проходит далеко не у всех. До сих пор трудно сказать, как и почему появляется этот синдром, но лекарства от него есть. Правда, самое лучшее из них — метилфенидат — запрещено в нашей стране. А раз лекарств от СДВГ в стране нет, какой смысл ставить диагноз?
Ситуация с этим заболеванием вряд ли улучшится в нашей стране в ближайшее время. Для этого нужно воспитать новое поколение врачей, которые способны воспринимать опыт исследователей из других стран и использовать его в клинической практике. Тогда, возможно, появятся и лекарства, и средства диагностики.
Это заболевание в России диагностируют крайне редко, несмотря на его достаточно высокую распространенность. Почему СДВГ в нашей стране обходят стороной и как можно исправить эту ситуацию?