Письма читателей (декабрь 2007 г.): За самые интересные – призы
Лучшее письмо месяца
Сергей Березуцкий: Внедорожник на рисунке к заметке «Гибриды идут на войну» («ПМ» № 9'2007) является не принципиально новым изделием, а модернизацией более ранней версии, легкого вездехода Aggressor AMV (Alternative Mobility Vehicle), разработанного Quantum Fuel Systems Technologies Worldwide в 2004 году. Основной проблемой этих машин было топливо. Во-первых, логистики без восторга встретили идею о доставке взрывоопасного водорода на передовую. Во-вторых, водород отличается феноменальной проникающей способностью, и даже сложные уплотнения не могли предотвратить его утечки из баллонов. Стоимость топливных элементов составляет $2500 за 1 кВт, а их ресурс — сотни, максимум тысячи часов (у аналогичных дизельных двигателей — около 4000 моточасов). Мощность силовой установки была явно недостаточна для машины такого класса, особенно если учесть, что часть энергии шла на питание АСУД (автоматической системы управления движением), навигационной системы, разведаппаратуры и средств связи. Вердикт военных гласил — топливные элементы приемлемы лишь в случае работы на более распространенных в армии марках топлива, например авиационном JP-8. На НИОКР было отпущено три года. Электротрансмиссия с высоковольтными электромоторами внутри задних колес существенно не изменилась. А судя по тому, что на последней версии машины стоит дизель-электрический агрегат, требования заказчика выполнены не были.
Не будем перегибать
Олег Урусов, Байконур: «Агрессивного советского напора» в космосе в 1970—1980-е годы, упомянутого в статье «Космос: Первые 50» («ПМ», № 10'2007), никогда не было. Точнее, этот аргумент использовался американскими военными для того, чтобы выбивать деньги в Конгрессе на развитие военной космонавтики. Да, мы запускали ракет больше, чем американцы, но это стало следствием перехода спутникостроителей США на новые поколения спутников, а мы, из-за отсталости нашей электроники, вынуждены были «брать числом». Например, американцы к тому времени освоили передачу приличной картинки по телеканалу. Такой спутник работал на орбите несколько лет. У нас подобная разработка тормозилась. Вот и вынуждены были в Самаре (ЦСКБ «Прогресс») производить десятками спутники фоторазведки «Зенит», каждый из которых находился в космосе от 14 до 30 дней, а затем возвращался с пленкой на Землю. Наше отставание в электронике проявилось и в том, что дальше Марса мы не улетели — а американцы создали «Пионеры» и «Вояджеры», которые исследовали дальние планеты. Сейчас ситуация повторяется, но уже не в таких масштабах. Для того чтобы поддерживать российскую навигационную систему ГЛОНАСС, за год нужно запускать шесть спутников «Глонасс-М» с гарантийным ресурсом 60 месяцев. Наши спутники вводятся в эксплуатацию по полгода, месяцами находятся на профилактике и имеют срок службы почти в три раза меньше, чем американские GPS (срок службы свыше 170 месяцев, в эксплуатацию вводятся за месяц-полтора, техобслуживание отсутствует). Однако два события на диаграмме все же стоило бы отразить — в 1965 году Алексей Леонов вышел в открытый космос, а в 1971-м СССР запустил орбитальную станцию «Салют». Два этих приоритета сохраняются до сих пор — на международной космической станции Россия играет ведущую роль.
Чудеса транскрипции
Александр Царегородцев: В статье «Венгерская магия"("ПМ", № 11'2007) написано, что Будапештский университет искусств носит имя Моголи-Наги. На самом же деле этого человека звали Ласло Мохой-Надь.
ПМ: В этой неточности виноваты особенности венгерской транскрипции и перевода, поскольку художника в оригинале звали László Moholy-Nagy. В оправдание можем сказать, что мы использовали в качестве источника информации первую книгу на русском: Моголи-Наги Л. «Живопись или фотография», Москва, 1929. Видимо, переводчик тоже был не в курсе тонкостей венгерской транскрипции...