Как люди искали информацию в сети до появления Google
Поиск Google охватывает 90% рынка поисковых систем — остальную долю разделяют его конкуренты Yahoo, Bing и Яндекс. Но до того, как персонализированный поисковый алгоритм Google практически монополизировал поиск, существовали каталоги веб-сайтов и индексированные поисковые системы, которые собирали веб-ресурсы по темам.
Самые ранние поисковые системы представляли собой каталоги сайтов, которые курировали люди. Эти веб-онтологи или «серферы» читали все веб-страницы по определенным темам, а затем ранжировали их. В конце концов человек в этой модели был заменен ботами, которые сканировали сайты, а затем ранжировали по надежности и релевантности к различным поисковым запросам. В начале 1990-х существовало около двадцати различных поисковых систем, включая WebCrawler, Lycos, AltaVista и Яндекс. Подобно библиотечным каталогам, эти системы были организованы по темам, содержанию, структуре и так далее.
В ранних поисковых системах были организованы различные высокоуровневые категории, такие как «Новости», «Путешествия», «Спорт» и так далее. Широкие столбцы категорий, набитые синими гиперссылками, сделали ранние страницы поисковых систем похожими на переполненный словарь в конце учебника.
Важно помнить, что в 1990-х годах люди, использующие интернет, имели разные стимулы и цели. Поиск факта или продукта не всегда был конечной целью. Вместо этого поисковые системы были средством для исследования цифровых ресурсов и «тестирования» всемирной паутины. В то время поиск информации в интернете действительно был похож на поиск. Например, если вы искали название песни, то могли совершенно случайно наткнуться на фанатские сайты и другие страницы с интересной информацией. Сегодня же на запрос «текст песни..» вы получите то, что хотите в самой первой строке — назвать такой процесс поиском язык поворачивается с трудом.
Сегодня, когда мы вбиваем поисковые запросы, то волей-неволей задумываемся о том, что алгоритмы сайта получают информацию о том, что мы ищем — в результате потом, куда бы вы ни зашли, вам будет показываться реклама тех продуктов, которые вам, может быть, уже не интересны. Когда мы спрашиваем себя, что мы потеряли при переходе от первых поисковых систем к современным, мы должны попытаться представить себе все возможности, которые мы закрыли, предоставив монополию на поиск информации в сети одной фирме, такой как Google, а затем спросить себя: как еще можно «серфить» в интернете?
По материалам Gizmodo.
Сегодня монополию на поиск в сети держат такие гиганты как Google и Яндекс. Но как людям удавалось находить информацию до появления этих систем?