Мой приятель Алексей Кочетков, основатель компании Mubert, очень точно описал поведение оптимистов. Сначала все испытали шок, но некоторые довольно быстро отошли от него, почувствовали новые возможности, принялись за работу с удвоенными, а то и утроенными силами и достигли невиданных успехов. Алексей описывает успехи коллег из технологического сектора ростом бизнеса на десятки процентов, а в некоторых случаях и в разы. С одной стороны ушли с рынка слабые компании, с другой появилось много возможностей. Западные аналитики утверждают, что выжившие компании в 2020 году потратили на новые технологии примерно столько, сколько планировали потратить за десятилетие. И эти инвестиции скоро дадут результат, 2021 год будет сильно отличаться от 2019 года.
Другие итоги: почему 2020 год это круто

В первую очередь эта касается технологий, связанных с искусственным интеллектом, виртуальной и дополненной реальностью, системами удаленной работы и образования, медициной, транспортом, торговлей, новыми системами вооружений и технологией ведения современных войн. Люди в новых отраслях будут чаще работать не головой, а руками, и реже ходить в офисы. Кто смог отойти от короновирусного шока, взбодриться и посмотреть по сторонам, увидели раскрывающее поле новых возможностей, которых раньше не замечали.
Никогда системы искусственного интеллекта не были так доступны — например, «Сбер» выложил в открытый доступ третье поколение алгоритма обработки естественного языка GPT-3, его русскоязычный вариант, который может быть использован для решения любых задач на английском и русском языках. И если пока мы разговариваем только с Алисой, Siri и Google, то в следующем году с нами заговорят самые необычные механизмы вокруг. Причем, заговорят прилично. Например, искусственный интеллект Morfeus, создаваемый компаниями основателя ABBYY Давида Яна, уже сейчас способен испытывать эмоции, в его нейронных мозгах периодически происходит выброс электронных гормонов — дофамина, серотонина, оксидоцина и других. Мои дети общаются с ним почти как с ровесником, причем — умным ровесником.
Когда мы два года назад писали про сервис генеративной музыки Mubert, большинство моих друзей смеялось — кто будет слушать музыку, сочиненную искусственным интеллектом? В этом году Mubert написал более 50 млн треков, которые кто-то прослушал и заплатил за это деньги. Вы знаете таких же плодовитых музыкантов? Есть рынки, где Mubert навсегда опередил людей-музыкантов — например, заниматься спортом под треки Mubert’а гораздо продуктивнее. Уже сейчас ребята испытывают прототипы, которые управляются электрическими импульсами нашего мозга — вы надеваете шлем и начинаете в буквальном смысле придумывать музыку.
Лет пять я носился с виртуальной реальностью, пытаясь заинтересовать своих друзей этой фантастической технологией. НоVR-порно их особо не увлекало, а других мощных приложений, заставивших их раскошелиться на довольно дорогую гарнитуру просто не было. В этом году совпали две вещи — с одной стороны появилась очень удобная и эргономичная VR-гарнитура — Oculus Quest 2, своеобразный iPhone в мире VR, с другой, в коронавирусном мире появилась гигантская потребность в удаленной работе и творчестве. И делать многие вещи в виртуальной реальности оказалось невероятно удобно, например, занимался дизайном или коллаборативным творчеством. Например, рисовать трехмерные картины находясь в разных местах земного шара. Или погулять и поболтать с сыном, с которым вас разделил карантин, по узким улочкам Корусанта из «Звездных войн».
Дополненная реальность до недавнего времени также была известна разве что по игре Pokemon Go и очкам Google Glass. И то, и другое было своеобразным рекламным роликом новой технологии, но никак не самой технологией AR. И вот в конце года китайский бренд OPPO выкатил предсерийный прототип очков дополненной реальности AR Glass — компактных, мощных и сравнительно недорогих. Есть все основания полагать, что в следующем году они будут не одни, и мы наконец увидим взлет этой удивительной технологии.
Весь 2020 год по всему миру ударными темпами строились фабрики по производству новейших аккумуляторов, объем которых в ближайшее время вырастет в десять раз. Единственная отрасль, которая может поглотить их — электротранспорт. И это значит, что в следующем году электромобили на наших дорогах станут не аттракционом, а настоящей реальностью. Вполне возможно — беспилотной. Можно бесконечно дискутировать на эту тему, но люди, купившие раз электромобиль, никогда не пересаживаются обратно на бензиновый транспорт.
Даже в нашей индустрии СМИ ожидаются интересные изменения. Вот-вот появятся системы, способные генерировать длинные связные тексты. Уже существуют программы, пишущие небольшие деловые новости, причем со скоростью несколько тысяч текстов в секунду. Что должно привести к исчезновению копипастеров — журналистов, переписывающих чужие новости, которыми сейчас заполнен интернет. Искусственный интеллект превратится в незаменимого помощника действительно творческих людей — для нового текста он будет искать данные, статистику, интересные факты, цитаты, логические связки, но оставлять журналисту самую интересную часть работы — способность оформить все это в яркий и остроумный текст.
Таких примеров я могу приводить бесконечно. Практически в каждой индустрии произойдут кардинальные изменения. Кто их увидел, принял и впрягся в эту новую реальность с большой вероятностью в новом году достигнет небывалых результатов, и благодарить ему придется за это вот этот непростой 2020 год. Да, он перетряхнул весь мир, образовав огромное количество новых ниш и рынков для активных и амбициозных людей. Крутой год для крутых людей. Что может быть лучше?