Правда ли, что водоворот способен затянуть корабль?
Водовороты формируются, когда два встречных течения сливаются и потоки воды начинают закручиваться. В результате возникает воронка, уходящая вглубь. Некоторые водовороты могут уходить вниз на сотню метров, но это скорее исключение, чем правило.
В природе, как правило, формируются довольно небольшие водовороты диаметром до 1-2 метров. Одним из самых больших считается водоворот Мальстрём, который на деле представляет собой целую систему из завихрений водных потоков. В древних текстах он описывается как ужасный и беспощадный водоворот, попадание в который сулит верную гибель. Однако для современных кораблей Мальстрём практически не представляет опасности, так как скорость водных потоков там составляет около 11 километров в час — моторные лодки довольно легко смогут преодолеть это течение. Опасность состоит в том, что водоворотов много, а направление их вращения может меняться, из-за чего корабль может разбиться о скалы.
Тем не менее, иногда в природе образуются мощные водовороты, которые вполне способны затянуть парусный корабль или судно со слабым двигателем. Один из таких образовался в 2011 году у побережья Японии в результате землетрясения и последовавшего за ним цунами. Тогда японское телевидение показало кадры, на которых видно, как судно затягивает в образованную потоками воды воронку. О судьбе людей на борту ничего не сообщалось.
Неподалеку от Мальстрема существует другая система водоворотов — Сальтстрёмен, которая возникает из-за встречного взаимодействия приливных и отливных течений. Там образуются опасные для рыбацких судов воронки, которые могут даже опрокинуть корабль. В этом случае экипажу придется туго.
Огромные водовороты довольно редко встречаются в океане. Обычно скорость потоков воды там не такая большая, как и диаметр воронок. Несмотря на это, даже такие воронки несут опасность для кораблей